Белинский о романе «Евгений Онегин»

Достоинства романа

Переходя к анализу романа, Белинский выдвигает несколько парадоксальный на первый взгляд тезис:

«Его недостатки романа — его самые сильные стороны».

Позже он расшифровал свое заявление.

Недостатком романа автор считал, как и многие критики того времени, то, что Пушкин показал в нем общество, не являющееся их современником.

Мира, который обрисовал Пушкин в своем романе, тогда уже не существовало, отношения в обществе, показанные ему, были устаревшими.

«Но неужели поэт виноват в том, что в России все так быстро движется?»

— восклицает критик и приписывает поэту заслугу в том, что он сумел уловить в своем произведении «реальность определенного момента в жизни общества».

Иными словами, Белинский считал историзм романа как его недостатком, так и достоинством — недостатком с точки зрения пользы для современного общества, достоинством — с художественной точки зрения.

Второй заслугой «Евгения Онегина» автор относил свою национальность. Комментируя журналистские споры, возникшие вокруг романа, критик утверждает, что роман является национальным произведением с подлинной национальностью:

«В романе« Евгений Онегин »больше национальностей, чем в любом другом русском популярном сочинении».

Под национальностью он отнюдь не имел в виду изображение жизни простых людей. Он задается вопросом, почему современные критики верят в это

«Русский во фраке или русский в корсете больше не русские, и что русский дух чувствуется только там, где есть зипун, палки, фюзеляж и квашеная капуста».

Цитируя Гоголя, автор полностью с ним согласен:

«Следовательно, поэт является национальным, когда он смотрит на него внешний мир глазами своего национального элемента».

Достоинства романа критик объяснял тем, что он написан на прекрасном русском языке, в нем отражены типично русские персонажи, весь его дух пронизан чем-то исконно русским, популярным, как первое стихотворение Пушкина Руслана и Людмилы».

Поэтому, несмотря на то, что главные герои стихотворного романа благородны, Белинский называет «Евгения Онегина» первой истинно русской оперой.

Критик поддержал Пушкина в выборе героев — представителей высшего общества.

Война 1812 года дала большой импульс патриотическому движению в России, особенно среди дворян. Поэтому Пушкину было важно показать тот слой дворянского общества, в котором распространяется недовольство и протест против общественно-политического устройства страны и из которого впоследствии вышли декабристы. С точки зрения историзма и развития цивилизации в то время именно дворянское общество играло ведущую роль в судьбе России.

Белинский высоко оценил решимость Пушкина изобразить моральный облик «самого европейского класса в России».

Главные герои их характеристика:

  • Онегин Евгений — 26-летний городской денди из дворянской семьи. Красноречивый, образованный, знаток последних модных тенденций.
  • Ларина Татьяна — семнадцатилетняя девочка из тихой деревни. Культурный, скромный, серьезный.
  • Ларина Ольга — младшая сестра Татьяны. Милая девочка, смеющаяся, общительная и немного легкомысленная.
  • Ленский Владимир — очень молодой помещик, друг Онегина и любящий муж Ольги Лариной. Поэт-романтик, мечтатель. Образ Ленского в романе противоположен образу Онегина.

Конспект статей В.Г. Белинского о «Евгении Онегине»

Этот синопсис — краткое размышление над мыслями Виссариона Григорьевича Белинского, высказанными о произведении «Евгений Онегин» в восьмой и девятой статьях «Сочинений Александра Пушкина». Творчество Белинского помогает вникнуть в творчество и посмотреть на него глазами самого известного русского литературного критика XIX века. Статьи Виссариона Григорьевича Белинского представляют собой декомпозицию широких размышлений, полную разнообразных отступлений о природе русского человека, истории и особенностях русской литературы, анализ образов русского народа и, непосредственно, самого произведения с его характером герои. Синопсис включает не только короткие отрывки, посвященные роману, но и краткие отклонения от темы, без которых многие мысли литературного критика будут неполными и отчасти необоснованными.

Восьмая статья — первая часть критического анализа стихотворения «Евгений Онегин». Белинский пишет, что этот поэтический роман — «самое сокровенное произведение Пушкина, самое любимое дитя его воображения». Для Пушкина это произведение — одно из главных творческих достижений, оно отражает личность поэта. Оценка этого романа — оценка самого автора.

«Евгений Онегин» — историческое стихотворение: в произведении изображен образ русской жизни целой эпохи, что стало первым подобным опытом в истории русской литературы. В романе «Пушкин не только поэт, но и представитель первого пробудившегося общественного сознания» до него русские писатели подражали только иностранным мастерам, не решаясь создать что-то новое и полностью свое. Пушкин же учится у выдающихся мастеров, но с каждой работой он привносит все более личное видение. Так, малоизвестная баллада «Жених» 1825 года «полностью пропитана русским духом как по форме, так и по содержанию». Многие современники Пушкина не признавали «Евгения Онегина» русским народным стихотворением, потому что произведение касается не только простых людей, но и светского общества: русский дух чувствуется только там, где есть зипун, туфли из рафии, фюзеляж и квашеная капуста. Белинский обсуждает опасения соотечественников, что привнесенные в страну европейские обычаи искореняют самобытные традиции и обычаи, но это совершенно неверно. Хотя русский человек способен внешне сойти за любого европейца, его сущность все равно проявится, маловероятно, что он станет его в чужой стране.

«Все, что мы сказали, было необходимым отступлением, чтобы опровергнуть необоснованное мнение о том, что в литературной деятельности чисто русскую национальность следует искать только в произведениях, содержание которых заимствовано из жизни низших и невежественных классов», — заключает Белинский. «Евгений Онегин» — произведение не только русское, но и национальное, несмотря на то, что в нем участвуют образованные люди с европейскими манерами. Критик называет народного поэта таким творцом, который одинаково достоверно может изобразить жизнь русского человека любого сословия.

По словам Белинского, «Евгений Онегин» — это не только народное произведение, но и прекрасное поэтическое произведение. Пушкин не только первым решил написать роман о жизни русского народа и не эпическую поэму, но и облек его в поэтическую форму, что было нонсенсом для литературы того времени. Поэт перенял форму своего произведения и способ повествования от Байрона, но сходство между произведениями поэтов минимально: «Пушкин писал о России для России», «Байрон писал о Европе для Европы». Роман «Евгений Онегин», как и «Горе от ума», явился началом новой русской поэзии и литературы в целом. Пушкин одним из первых создал «образ мира русской жизни», вместе с Грибоедовым «были школой, из которой вышли и Лермонтов, и Гоголь».

Белинский вкратце описывает уже всем знакомый сюжет «Евгения Онегина». Но что примечательно, в конце работы нет «ни смерти, ни брака». Открытый финал — довольно нетипичное явление для романов, пьес и рассказов, «особенно для русских». Белинский добродушно смеется над теми, кто считает, что в этом романе нет сюжета, что «Евгений Онегин» — просто «поэтическая болтовня».

Чтобы понять предпосылки создания романа, критик обращается к той исторической эпохе, в которой он был написан. Дворянство, как и высший класс, быстро развивалось, образовалось так называемое среднее дворянство, «благородные удовольствия бытия уже становились необходимостью, как признаком зарождающейся духовной жизни». Эти люди были источником просвещения для широких масс, они боролись за искусство, европейские языки, появилась более легкая светская литература. Именно такое общество основал Пушкин, который позже изобразил жизнь 1820-х годов в своем романе.

Затем критик переходит к анализу главных героев, которых, по его мнению, двое: Онегин и Татьяна. Поэт избрал своим героем светского человека Онегина, несмотря на все общественные предубеждения остальных о высшем мире. Белинский пишет, что в секуляризме и аристократии нет ничего предосудительного, если вы останетесь человеком, как Пушкин и Байрон. Онегин, будучи человеком не только светским, но и образованным, вряд ли может быть в компании Лариных, но в то же время сходится с Ленским, «странным и забавным существом в глазах мира». Несмотря на то, что публика увидела в Онегине бессердечного и жестокого человека, Белинский рассуждает о его глубоко светской натуре, что позволяет ему вести себя несколько насмешливо, непринужденно, действовать и высмеивать даже серьезные и грустные вещи, вести свою жизнь с душой. Столько лени… Он считает, что герой делает это не из злых умыслов, а потому, что это в его натуре, в его натуре. Критик подчеркивает упорство публики, считавшей, что сам Пушкин хотел представить своего героя «холодным эгоистом». Таковым Онегин сделал сам век, на который пришло его существование. Он умен, а потому и сам смутно догадывается о причинах своих страданий, он из тех людей, которые «многого хотят», не довольствуются «ничем»».

В качестве аргумента в опровержение бесчувственности Онегина Белинский приводит дружбу с юным мечтателем Ленским. «Онегин — хороший парень, но в то же время незаурядный человек», — говорит его автор, отстаивая право Онегина быть героем собственной историей: не гением, не злодеем, а разочарованным и сбитым с толку человеком. Онегин — страдающий эгоист, упорный эгоист. Вокруг него нет людей, которые могли бы это понять, Онегин избегает селян и известен среди них как чудак.

Что касается Татьяны, то многие современники Пушкина недоумевали: как мог Онегин не полюбить девушку после столь проницательного письма, и почему он впоследствии полюбил мирского человека? У Белинского совершенно однозначное мнение по этому поводу: «Если бы выбор любви определялся только волей и разумом, то любовь не была бы чувством и страстью». Помимо случайности и инстинктивного влечения, которые так часто сопровождают это переживание, критик пишет об интуиции Онегина. Он прекрасно понимал Татьяну, поэтому его чистая детская любовь была ему чужда и непонятна. Это отнюдь не те чувства и отношения, которые могли бы заинтересовать героя. Онегин — тонкая натура, потому что ему хватило одного вечера, чтобы составить убедительные портреты сестер Лариных и понять их природу. Поэтому говорить, что она отвергла Татьяну из-за собственной жесткости, нелогично и неправильно. Онегин — пример тех же невзгод и страданий, непонятных для многих. У него есть все на всю жизнь, но он не может хоть что-то сделать, все ему чуждо и бессмысленно. Только увлечение Татьяной после встречи в Санкт-Петербурге пробудило «дремавшие в тоске силы ее духа». Белинский считает, что Онегин теперь видит в Татьяне женщину, которая «знает цену всему, что ей дается, которая много попросит, но многое даст». Онегин не понимает страсти и жизни без борьбы, а потому с такой готовностью бросается в бассейн своих чувств к Татьяне, совершенно искренне и даже без надежды на победу.

Роман заканчивается сценой объяснения Онегина с Татьяной. Что необычного в открытом финале романа? Именно такой вывод приближает роман к реальной жизни: «в самой реальности есть события без эпилога, существование без цели, неопределенные существа, никому непонятные».

Девятая статья посвящена Татьяне, образ которой стал первой поэтической репродукцией русской женщины. Белинский пишет, что женщина в России «абсолютно не играет никакой роли», за исключением светских женщин, да и то в неполной степени. В отличие от европейских женщин, русская девушка — это прежде всего невеста, к замужеству ее готовят с ранних лет, и большинство мыслей девушек занято именно этим событием. По мнению критика, брак становится «навязчивой идеей», все мечты и стремления сводятся к нему. Каким бы ни был характер девушки, «она невольно входит в роль, которую дала ей жизнь, и в тайну, которой она так усердно, так безоговорочно предана».

Эти девушки выходят замуж, но не знают, что им делать дальше: их подготовили только к браку и семейной жизни, ценности, нюансы взаимоотношений и воспитания детей остались в стороне. Барышни красиво и безвкусно становятся хозяйками хора, а все оставшиеся годы проводят в бессмысленных вечеринках и приемах. Они воспитывают детей так же, как когда-то их воспитывали сами матери. Но этот сценарий действителен только при удачных обстоятельствах, если у мужа достаточно денег, чтобы содержать семью. Если такая невеста выходит замуж за бедняка, которому необходимо строго рассчитывать свои расходы, то горе мужу. Ее воспитывали будущей любовницей, любовницей, она тоже будет здесь: тратить, командовать, одевать, покупать.

Белинский винит в этом не самих девушек, а общество: «видение женщины чисто утилитарное, почти коммерческое: для вас капитал с интересами, деревня, дом с доходом; если не это, то кухарка, прачка, домработница, няня… ». Критик называет таких девственниц «жрицами любви»: все они ищут какую-то несуществующую возвышенную любовь, их не интересуют простые чувства, они живут в мире собственных идеалов и фантазий, а когда выходят замуж и понимают, что достичь идеала невозможно, они изливают свою горечь на избранника… Исключение составляет Татьяна Ларина, по-своему гениальная и потому глубоко несчастная, потому что общество не принимает тех, кто отличается от большинства. Старшие Ларины — типичные представители своего времени, очень удачливые, довольные своим положением. Их размеренная жизнь прерывалась только визитами гостей. Татьяна выросла в совершенно неподходящей среде. От него отличались только сестра Ольга и ее парень Ленский, но они были настолько далеки от девушки по духу, что она не могла им доверять: «инстинктивное чувство подсказывало ей, что это люди из другого мира, которые ее не поймут. » Если Ольга после смерти поэта вышла замуж и повторила судьбу матери, то с Татьяной все намного сложнее. «Природа Татьяны не сложная, а глубокая и сильная». — пишет Белинский, подчеркивая целостность своего персонажа, некую солидность. Он не меняется, а развивается и растет, только тем самым подчеркивая свою целостность.

Будучи заботливым и тихим ребенком, Татьяна больше любила страшные истории, чем игры с друзьями, а в детстве девочка так увлекалась романами, что они поглотили всю ее жизнь. «Татьяна — редкий и красивый цветок, случайно выросший в расщелине дикого камня», — пишет Белинский, подчеркивая свою уникальность и разнообразие от других девушек. Его внешняя холодность и отчужденность говорят не об отсутствии способности чувствовать, а о глубине переживаемых чувств, их целостности и полноте. Девушка способна к самоотречению и самоотверженности, не хвастаясь и не выставляя себя на показ шоу, она самодостаточна и ей не нужно обсуждать свой внутренний мир с другими. Критик считает, что с любящим мужем Татьяна стала бы прекрасной женой и матерью, полностью посвятив себя детям и браку, спокойно и решительно, «не по разуму, а снова по страсти».

Многие, не видя в жизни любви и поэзии, начинают перенимать их из мира книг в том искаженном состоянии, которое неизбежно возникает при столкновении подделки с реальным. Любовные переживания некоторых европейских авторов переходили из жизни на страницы произведения, тогда как в России романтические произведения сначала создавались по образу и подобию западных, и только после этого описанные чувства постоянно переносились в реальную жизнь, вымершие и видоизмененные под давлением реальности, столь непохожей на европейскую. Эти размышления приводят Белинского к Татьяне, которая, как и эти идеальные девушки, также стала жертвой книжных страстей, выдавая желаемое за действительное. Окружающий мир заключил Ларину в некой навязанной форме, но благодаря естественности и простоте самой своей натуры она вызывает сочувствие, а не презрение или пренебрежение. Как будто «дикое растение, полностью предоставленное самой себе, Татьяна создала свою жизнь, в пустоте которой внутренний огонь, пожирающий ее, горел так бунтарски, что ее разум не был занят ничем».

Что касается увлечения Онегином, то она довольна естественным в своем рождении, но облачена в книжную форму. Еще до встречи Ларина много слышала о нем, постепенно складывая в своем воображении образ: холодный, загадочный, аристократичный и спокойный, красивый молодой человек, так сказать, над миром. Их первая встреча только укрепила домыслы Татьяны, и образ Онегина, такой желанный и романтичный, овладел всеми ее чувствами, через которые она воспринимала этот мир. Без ее книг это было бы глупо, язык романов — единственный доступный ей язык из-за недостаточного воспитания и образования, последствиями которого стала некая свирепость девушки.

Разговор Татьяны с няней описывает «молодую русскую женщину посреди мучительной страсти». Это единственный раз, когда Ларина не скрывает своего секрета, потому что няня ее просто не поймет, в отличие от сестры или мамы, которые по-своему могли понять неправильно.

После отказа Онегина чувства Татьяны не угасли, а вспыхнули с новой силой. Белинский не видит в этом ничего необычного и считает это естественным: «Несчастье придает новую энергию страсти природы с возвышенным воображением. Им также нравится эксклюзивность своего местоположения; они любят свою боль, они любят свои страдания, они любят их, возможно, даже больше, чем они оценили бы свое счастье, если бы это случилось с ними… ». Страдания приводят Татьяну к дому Онегина, где, пытаясь лучше понять возлюбленного, она берет в руки прочитанные ею книги. «Запишите познание этого нового мира боли, если это было откровением для Татьяны .. это напугало ее, напугало ее и заставило ее смотреть на страсти как на смерть жизни, убедило ее в необходимости подчиниться такой реальности как есть, и если жить душой, то для себя, в глубине души… ». Этот новый опыт был подготовительным этапом перед новой жизнью и возрождением в мирском человеке, так поразившем Онегина.

Д.И. Писарев (1840-1868)

Роман и его автор Писарев получили крайне негативные оценки. Ярый «реалист» демократ пытается дискредитировать национальность романа и образ главного героя. Эта оценка, выдвинутая под прикрытием борьбы за «чистое» искусство, во многом обусловлена ​​антипатией Писарева к дворянскому сословию. Как истинный нигилист, Писарев считает, что для движения вперед необходимо уничтожить все старое.

Онегин пишет:

мы совершенно не относимся к типу Онегина; мы ему ничего не должны; это бесплодный тип, неспособный ни к развитию, ни к возрождению; Скука Онегина может возникнуть только из ничего, кроме глупостей и плохих вещей

Писарев также неуместно говорит о Татьяне, называя ее существом с фантазией, испорченной любовными романами.

Характеристики личностей Татьяны и Онегина

Главный герой романа «Онегин», «хороший друг» Пушкина, в глазах Белинского отнюдь не тот пустой, холодный эгоистичный человек, каким он казался читающей публике. Белинский называет его «страдающим эгоистом». В «Онегине», по мнению критика, светская жизнь не убивала чувства, а лишь «охлаждала до бесплодных страстей», «веселилась». Онегин — пленник тех рамок, в которые он помещен по происхождению и положению в обществе. Герой слаб, но и достаточно силен, «исключительный человек, как пишет критик, чтобы понять пустоту своей жизни, попытаться ее изменить. Белинский связывал открытый финал романа с тем, что Онегин, будучи продуктом своего окружения, не смог бы реализовать потенциал своей личности.

Татьяна выступает против Онегина в той части, которая отвечает за свободное проявление потребностей личности в духовности. Описывая героиню, Белинский не раз называет ее примером «русской женщины» определенного сословия, тем самым понимая как ее слабые, так и сильные стороны. Татьяна, деревенская девушка, «глупа» без книг, по которым узнает о жизни. Татьяна, светская дама, подвержена ложным представлениям о ценности женской личности, и больше всего ее волнуют ее добродетели. Но при этом она не ограничена рамками «кода» светского человека, в этом героиня свободнее Онегина

Белинский заканчивает свое литературное исследование гимном Пушкину, написавшему произведение, после которого «стоять» в литературе стало невозможно. Роман, по мнению критика, стал «большим шагом вперед» для российского общества.

Энциклопедия русской жизни

Автор подробного анализа отмечает художественные достоинства романа, констатируя, что Пушкин, создавая «Евгения Онегина» несколько лет, вырос как поэт. Полюбуйтесь, в частности, описанием сцен ночного разговора Татьяны с няней, дуэли, визита Татьяны в кабинет Онегина и других; лирические отступления, в которых

«Личность поэта .. такая любящая, такая человечная».

Критик пишет, что поэт необычайно умел сказать в романе много, и называет роман

«Евгений Онегин» — «энциклопедия русской жизни», «чрезвычайно популярное произведение».

именно благодаря своей грандиозной цели и блестящей реализации «Евгений Онегин» оказал огромное влияние на общество и его моральный дух, став для него «большим шагом вперед».

Белинский предсказывает художественное бессмертие романа, который был «актом совести для российского общества», и утверждает, что роман, несомненно, будет иметь непреходящее значение для российского общества. И, как известно, великий критик в этом, несомненно, был прав.

Эта запись была размещена в русскоязычной критике. Добавьте в закладки постоянную ссылку. Языческая мифология, пантеон богов, обычаи и праздники древних славян ← → Белинский на Онегине — характеристика и анализ героя романа

Е.А. Баратынский (1800-1844)

Один из первых комментариев к роману принадлежит Баратынскому, который в письме к Пушкину сожалеет о непонимании романа большинством читателей:

Мы выпустили еще две песни «Онегина». Каждый интерпретирует их по-своему: одни хвалят, другие ругают, все читают… Большинство не понимают. Они ищут романтический галстук, ищут обыденного и, конечно, не находят его. Высокая поэтическая простота вашего творчества кажется им убогостью вымысла, они не замечают, что перед их глазами проходит старая и новая Россия, жизнь во всех ее изменениях.

Роман в стихах о прозе жизни

Белинский указывает, что цель Пушкина — показать развитие общества, поэтому он решил написать роман, потому что чувствовал: в обществе

«Проза жизни так глубоко проникла в поэзию самой жизни»,

что для изображения современности ни эпос, ни рассказ никак не подходят:

«Он принял эту жизнь такой, какая она есть, не отвлекая ни одного из ее поэтических моментов; он воспринял ее во всем холоде, со всей ее прозой и пошлостью».

Критик отвечает на вопрос: почему «Евгений Онегин» написан стихами: Пушкин был гением. И взял на себя смелость написать роман в стихах, а русские писатели не писали

«Ни одного достойного прозаического романа».

Это обеспечило произведению огромный успех, а Пушкину — громкую славу.

Таким образом, «Евгений Онегин» — типичный роман по содержанию и поэзия по форме.

Критики того времени часто сравнивали Пушкина и Байрона, находя сходство между «Дон Жуаном и Чайлдом Гарольдом» Байрона и «Евгением Онегином» Пушкина. Белинский решительно отвергает всякое сходство, кроме формального, между произведениями двух великих поэтов, особенно по содержанию. Конечно, критик признает, что форму таких романов придумал Байрон.

Но Байрон

«Он писал о Европе для Европы»,

и пафос его произведений — это вовсе не изображение действительности, а суждение о ней.

Пушкин

«Он писал о России для России»,

он был заинтересован в точном отражении действительности, поэтому его роман — подлинно народное произведение.

Герои Пушкина отнюдь не демонические личности и не образцы добродетели, как это часто бывало в современных романах Белинского, в том числе в романе Байрона. Его герои — нормальные люди, отношения между ними естественные, как в жизни. К достоинствам Пушкина критик относил то, что он

«Он вывел из моды чудовищ порока и героев добродетели».

Белинский, как и многие критики и читатели, задавался вопросом:

«Почему бесконечный роман« Евгений Онегин?».

Потому что она заканчивается тем, что Пушкин оставляет своего героя на распутье.

«Что это? Где роман? Что вы думаете?»

— восклицает критик и отвечает: в романе нет конца, потому что нет конца в самой реальности, что сущность самой жизни заключается в отсутствии решений. Более того, сам Онегин — «неопределенное существо», «зевающее», лишенное смысла жизни. Он никогда никуда не вкладывал силу своей «богатой натуры», его жизнь бессмысленна, а потому роман лишен финала.

Онегин – «сын века»

В доказательство Белинский приводит небольшую цитату из 7 главы романа, в которой описывается кабинет героя. Критиков особенно поражает наличие в нем нескольких романов,

«В котором отразился век / И современный человек… / С его безнравственной душой, / Самолюбие и пустота».

Оказывается, Онегин полностью осознавал себя как «дитя века», один из многих, но в котором мало кто узнает себя, а это, с точки зрения автора, говорит о его моральном превосходстве над остальными членами общества.

Поэтому, заключает критик, Онегин — самый обыкновенный человек,

«Хороший мальчик, как ты и я, как весь мир»,

но в то же время человек недюжинного ума и способностей.

К сожалению, светское образование погубило все семена добра в его характере. Увлеченный высшим светом, Евгений быстро потерял интерес к развлечениям и праздной жизни, он хотел чего-то большего, но не знал, что ему нужно. Он прекрасно знал, что ему не нужно было продолжать вести образ жизни, который буквально убивал его.

«В его душе тлела искра надежды — встать и подкрепиться в тишине одиночества, на лоне природы».

Поэтому пушкинский герой решил уехать в деревню («страсть к перемене мест»), но это, как потом выяснилось, не стало решением проблемы — через пару дней ему снова скучно в новое место.

Онегин – страдающий эгоист

Оценивая героя, Белинский уделяет пристальное внимание анализу отзывов об этом герое другими критиками. Отметим, что большая часть читающей публики совершенно неправильно поняла образ Онегина, считая его обычным светским денди, пустым человеком, «холодным эгоистом».

Автор утверждал, что Онегин «человек не холодный, не сухой, не бездушный», избегая слова «эгоист», поскольку по сути герой не эгоист.

По словам Белинского, есть два типа эгоистов:

Эгоисты «первой категории» замкнуты исключительно в себе и ведут себя с другими в соответствии со своим внутренним состоянием — или своим внутренним состоянием

«Бледный, злой, злой, подлый, предатель, клеветник» или «толстый, покрасневший, веселый, добрый», готовый угостить всех подряд.

Эгоистичный «второй класс» –

«Люди болеют и всегда скучают»,

характер которого формировали тщеславие и гордость.

Онегин не принадлежит ни к одной из этих категорий. Он «сопротивляющийся эгоист»; в его судьбе доминирует то, что «древние называли« фатумом », то есть рок-музыкой. Евгений не виноват в своем эгоизме. Таким человеком его сделала сама история, он родился в этом особом поколении и принадлежит к тому самому классу, который просто делает не знаю, где применить свою силу (позже этот слой общества породит декабристов и революционеров — и, возможно, Евгений станет одним из них).

Критика о романе Евгений Онегин Пушкина и отзывы современников

Романо А.С. Пушкина «Евгений Онегин» стало ярким литературным событием в 1833 году, когда впервые вышло отдельным изданием. Он сразу привлек внимание критиков с разных сторон. Современники живо обсуждали художественную ценность опубликованного романа, талант Пушкина и новое литературное направление — реализм.

Подробную статью о романе «Евгений Онегин» написал известный русский критик В.Г. Белинский. Он очень интересовался творчеством Пушкина, что послужило поводом для создания целого цикла статей.

В статье, посвященной «Евгению Онегину», Белинский рассматривает основные принципы реализма, воплощенные в романе. Белинский называет важнейшими чертами романа его национальность и историчность.

Кроме того, критик широко понимает национальность: это и простой и понятный для всех язык, и образ русского народного быта с включением элементов народного творчества.

При этом историчность «Евгения Онегина» заключается не в том, что он изображает исторических персонажей или события, а в том, что роман представляет собой определенный этап в развитии российского общества. Белинский считал, что в романе Пушкина отражена широкая панорама общественной жизни, поэтому роман носит энциклопедический характер.

Положительную оценку роману Пушкина дал Н.А. Полевой в статье «Евгений Онегин». Он согласился с Белинским, что это произведение проникнуто духом народа. Полевой также отметил, что роман «Евгений Онегин» — ярчайшее воплощение русской национальной литературы.

Противоречивую оценку в его статье дала мудрость И. В. Киревского. Он говорил о том, что первые пять глав романа пусты, бессмысленны, чрезмерно байроничны. Но при этом Киреевский отмечал колоритность, продуманность и пренебрежение манерами Пушкина, а образ Татьяны Лариной считал одним из лучших, когда-либо созданных поэтом.

Однако были и отрицательные отзывы. Так что я. Надеждин в своей статье негативно отзывался о романе «Евгений Онегин». Он не согласился с мнением Белинского и Полевого о том, что роман построен на принципах национальности и историчности.

Надеждин отверг идею реалистичности работы. Напротив, он считал, что «Евгений Онегин» — «плод свободного времени воображения», всего лишь пародия на жизнь.

Критик назвал это фальшивым романом, в нем не показана целостность сюжета и замысла.

Таким образом, современники А.С. Пушкина живо отреагировали на выход романа «Евгений Онегин». В целом критические отзывы были положительными, что подчеркивало силу таланта Пушкина. «Евгений Онегин» — одно из самых ранних произведений русского реализма.

А.И. Герцен (1812-1870)

Герцен продолжил идеи Белинского и сравнил роман с революционными изменениями в российском обществе:

Каждая песня «Онегина», появившаяся после 1825 года, отличалась все большей глубиной. Первоначальный план поэта был расслабленным и безмятежным; он обрисовал это в другое время, поэта тогда окружало общество, которому нравился этот ироничный, но доброжелательный и веселый смех. Первые песни «Онегина» очень напоминают колкого, но искреннего комика Грибоедова. Слезы и смех — все изменилось

Герцен считал, что роман может быть только отражением декабрьских событий, и другие интерпретации неверны:

Те, кто говорят, что стихотворение Пушкина Онегина — русский Дон Жуан, не понимают ни Байрона, ни Пушкина, ни Англии, ни России: они судят по их внешнему виду

К.Ф. Рылеев (1795-1826)

Роман не нашел понимания среди писателей-декабристов, отличавшихся от Пушкина в понимании искусства. Так что Рылеев не считает Онегин лучшим произведением автора:

самую первую песню Онегина я еще не читал. Теперь я все слышал: это красиво; вы уловили все, что представляет собой только такой объект. Но Онегин, судя по первой песне, находится под Бахчисарайским фонтаном и кавказским пленником.

Не знаю, каким будет следующий Онегин: возможно, в следующих песнях он будет иметь такую ​​же заслугу, как Дон Жуан: чем дальше в лес, тем больше дров; но сейчас он ниже Бахчисарайского фонтана и Кавказа. Заключенный. Готов обсуждать это до второго пришествия.

Г.А. Гуковский (1902-1950)

Исследования 1950-х годов исследуют формирование творчества Пушкина через структуру его романа. Гуковский в своем творчестве приходит к выводу, что «Евгений Онегин» возник закономерно в результате зарождения реализма. Пушкин видит в своих героях не отдельные сущности, а историческое и национальное явление.

Однако некоторые положения Гуковского весьма спорны и не доказаны. Как, например, приговор Ленскому, в котором говорится, что на пути героического романтизма его жизнь будет полна:

яд… Или за его героическое желание осчастливить людей его повесят… Все напрасно. Пушкин считает, что романтические порывы никому не принесут пользы

И.А. Гончаров (1812-1891)

Гончаров также оставил положительную рецензию на роман, который продолжил представления Белинского о Пушкине как отце русского реалистического искусства. Особое внимание он уделил сестрам Лариным, увидев в них два типа русских женщин:

Один из них — безусловное и пассивное выражение эпохи, шрифт, отлитый, как воск, в законченной и доминирующей форме. Другой — инстинктом самосознания, оригинальности, самодеятельности… Татьяна и Ольга из Пушкина как нельзя лучше отреагировали на свой момент

А.Г. Цейтлин (1901-1962)

В советское время было проведено много исследований по роману. Прежде всего было исследовано огромное значение романа в истории новой русской литературы и общественной мысли.

Таким образом, Цейтлин исследует структуру произведения и соотношение эпических и лирических элементов. Наследие романа хорошо освещено в более поздней русской литературе.

Далее Цейтлин подчеркивает новаторский характер работы, ее развитие и характеристики реалистичного метода.

В пушкинском реализме есть и другие глубоко противоположные тенденции: автор «Евгения Онегина» все свое внимание обращает на повседневную и психологическую дифференциацию и утонченность своих образов. Таким образом, образ Татьяны был дан ими частично в противопоставлении окружающей ее повседневной среде, частично в психологическом анализе ее характера. Решающее событие в его жизни — письмо Онегину — было подготовлено всем набором черт его характера и его жизни: мечтательностью, эрудицией и так далее

Оцените статью
Блог про "Евгения Онегина"