Кто ввел этот термин?
«Лишние люди» в литературе — это персонажи, появившиеся в начале 19 века. Кто именно ввел этот термин, неизвестно. Может, Герцен. По некоторым данным — Александр Сергеевич Пушкин. Ведь великий русский поэт однажды сказал, что его Онегин — «еще один человек». Так или иначе, этот образ прочно укоренился в творчестве других писателей.
Любой студент, даже не читавший роман Гончарова, знает такого литературного героя, как Обломов. Этот персонаж является представителем устаревшего мира хозяев и поэтому никак не может адаптироваться к новому.
Сравнительная характеристика Онегина и Печорина с цитатами
Для Печорина главная задача — найти эмоции, адреналин. Такой класс людей, как Евгений, предпочитает проводить время в одиночестве, без смысла и цели. В двух романах мы говорим об отсутствии моральных ценностей, человеческих качеств. Пушкин описывает жизнь своего героя, который для Печорина остался в далеком прошлом. Персонаж Лермонтова напоминает Евгения несколько десятилетий спустя.
Анализируя двух людей, можно проследить изменения в обществе с течением времени. Жизнь меняется, что приводит к смене приоритетов, целей, интересов.
Онегин эгоистичен, но умеет чувствовать горячую страсть к Татьяне. Печорину чужды эти чувства. Он хочет их услышать, испытать на себе, но это ему не дано:
«Так же, как я не искал даже искры любви к дорогой Марии в своей груди, но мои усилия были напрасны».
Герой Лермонтова всегда начеку, автор отмечает свои слова: «Из любопытства: ожидая чего-то нового…». Онегин же живет свое время, «томясь в бездействии свободного времени».
Евгений был известен как «молодой распутник», как называл его писатель. Он был внешне вежлив, не любил учиться. Главное для него — произвести впечатление:
«Это прекрасно по-французски
Я мог самовыражаться и писать;
Он легко танцевал мазурку
И он непринужденно поклонился…»
Печорин — образованный человек. Она любит читать, много знает, разносторонне развита. Он говорит о себе: «Смотри, мы два умных человека; мы заранее знаем, что можем обсуждать все до бесконечности, и поэтому не обсуждаем».
Герою «Героя нашего времени» нравилась компания, общение, он узнавал людей, не подпускал их к себе. Онегин избегал окружающих, никого в дом не приглашал. Если приходили гости, встречал их враждебно, что многих обижало:
«Сначала все ходили к нему;
Но так как с заднего крыльца
Обычно подается
Он же донский жеребец…»
Вариант 2
В современном мире выражение «лишний человек» стало очень популярным. Общество устанавливает свою структуру и законы, на которые не все похожи. Люди с разными взглядами и разными мировоззрениями становятся сомнительными повстанцами и бунтовщиками. Никто не хочет их понимать. Сердца лишних людей наполнены горечью, пустотой и одиночеством. Очень часто они сами не могут объяснить причину своих действий.
Общепринятый термин появился в литературе только в 19 веке. Изначально подобное выражение использовал Иван Сергеевич в своем произведении «Дневник еще одного человека». Ранее подобную концепцию использовал Александр Сергеевич в своих набросках. Евгений Онегин был прекрасным примером этой группы людей.
Каждый автор описывал своего героя в зависимости от времени его жизни. Меняется общество, меняются устои и правила. Однако всегда есть люди, которым суждено стать маргиналами. Мало кто задумывается о том, как они живут среди чужих. Лишние люди нигде не могут найти себе места. Они очень одиноки. Мало кого волнует этот факт. Когда люди чувствуют себя хорошо, они не думают об обездоленных.
Людей выбрасывали за борт, если они имели собственное мнение, противоречащее общепринятым правилам. Причины, праведность, жажда справедливости не могут убедить большинство. Общество имеет свою правду и не желает занимать иную позицию. Духовный кризис общества выбрасывает за борт все больше и больше людей. Их признали повстанцами и повстанцами. После этого они подверглись всеобщему презрению.
Иногда еще один человек может чувствовать, что его больше нет. Человека может преследовать ощущение, что его похоронили заживо. Теперь люди мирно живут без него и не испытывают ни капли печали и сожаления.
Яркий пример лишнего человека — Евгений Онегин. Герой происходит из обеспеченной семьи и имеет хорошее образование. С ним всегда есть общая тема для разговора. Он всегда в курсе всех последних новостей, не сидит на месте. Всегда посещайте танцы. Он ничем не отличается от других представителей аристократии. Однако в его сердце пустота. Герой устал от повседневных развлечений. Он делает много попыток заполнить пустоту, но терпит неудачу. От этого герой начинает заниматься незначительными действиями, влияющими на окружающих его людей. Онегин разбивает Татьяне сердце. Онегин вызывает отвращение у людей своим поведением. Все отворачиваются от него, и он не знает, как выбраться из своего внутреннего плена.
Лишних людей не устраивает естественный ход вещей. Сами они не могут объяснить, что с ними не так. Отчаянные попытки что-то исправить только усугубляют. Общество воспринимает их как глупых и странных людей.
Евгений Онегин
Евгений Онегин, герой романа Александра Пушкина, считается родоначальником литературного типа «лишние люди». Его воспитывали по правилам «хорошей формы». Онегин вел богемный образ жизни: ходил на танцы, гулял по Невскому проспекту, ходил в театры. Времяпровождение Евгения Онегина ничем не отличалось от жизни «золотой молодежи» той эпохи. Однако вскоре герою пушкинского романа все надоело. Евгению скучно было и в театре, и на балах. Это первый штрих к портрету «лишнего человека». Онегин стал чувствовать себя неуютно в высшем обществе, лишним. Это общество, так долго окружавшее его, внезапно стало чуждым.
Евгений пытается найти полезную работу, но отсутствие привычки к работе и женственное образование сыграли свою роль. Онегин не выполняет никаких обязательств. В деревне герой начинает заниматься организацией крестьянского быта, но после проведения реформы бросает это занятие. И вот оно оказывается непригодным для жизни, лишним.
В любви Онегин тоже лишний. В начале произведения герой не может любить и отвергает чувства Татьяны, а в конце его отвергают, несмотря на его духовное возрождение.
После дуэли с Ленским Онегин покидает деревню и отправляется в путешествие по России. Во время этих странствий он думает о своей жизни, переоценивает свое отношение к окружающему миру, анализирует свои действия. Однако автор не говорит, что начал делать что-то полезное и стал счастливым. Финал романа остается открытым, и читатель может только представить себе дальнейшую судьбу главного героя.
Главная проблема «Евгения Онегина» — оторванность от жизни. Он очень умен, имеет большие наклонности, не самодоволен. Однако вся жизнь Онегина — это страдание, на которое его осудила структура жизни и само общество. Онегин — один из многих представителей своего времени и своей компании. Такой персонаж, как он, Печорин, находится в таких же условиях.
Сравнительная характеристика Онегина и Печорина – таблица, тест
Сравним Печорина и Онегина: таблица разделена на две группы: общие характеристики персонажей, различия между персонажами.
Онегин | Печорин |
Отличия | |
Он монотонно проводит время, его ничего не интересует | он постоянно ищет эмоции, для него главный глагол — действовать |
Он не пытается найти свое место в жизни | Пытаясь найти свою цель, ища смысл жизни |
Он не пытается показать свое «я» окружающим | Всегда хочет быть лидером, ярко выражены личные качества |
Он не ищет любви, он предпочитает быть свободным | Он хочет любить, но не способен на чувства |
Он не любит заводить знакомства | Встречи с новыми людьми |
Не руководствуясь психологией | Действует на основе психологии |
Сходства между персонажами | |
Эпоха героев | |
Государство всеобщего благосостояния | |
Принадлежность к дворянству | |
Одиночество | |
Отсутствие любви | |
Линейный человек | |
Нелюбовь к обществу |
Мы рассмотрели, какими основными качествами обладают Печорин и Онегин — сравнительная характеристика, таблица позволяет сделать вывод. Оба персонажа были одиноки в душе, скрывали свои истинные чувства, боялись признаться в них себе. Печорин отвергал людей, которые к нему хорошо относились, жизнь преподала ему урок. Онегин отказался от любви Татьяны, но когда осознал свою ошибку, было уже поздно. Оба героя остались недовольны.
Отличия
Несмотря на то, что между Печориным и Онегиным много общего, у них есть главное отличие — отношение к собственной жизни. Евгению Онегину скучно, но он не ищет себя в жизни, не видит настоящих причин своего поведения. Григорий Печорин постоянно подчеркивает, что он эгоистичная натура, живущая только для себя. Он понимает, почему он не может найти счастья с женщинами, почему он не может найти свое место в жизни. Однако, в отличие от Евгения Онегина, он пытается найти новые увлечения, которые могли бы превратить простое существование в реальную жизнь.
М. Ю. Лермонтов использует метод психологизма в романе «Герой нашего времени», читатель видит мысли и переживания главного героя. Основа излияний Печорина — его дневник. В «Евгении Онегине» дневниковых записей нет, но есть книги с наблюдениями Онегина, которые находит Татьяна, но читатель не может увидеть истинные мысли героя по этим карандашным наброскам.
Сочинение Печорин и Онегин
Евгений Онегин, главный герой одноименного романа Александра Пушкина и Григория Печорина, персонаж произведения М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», относятся к типу «лишних людей» в художественной литературе. Оба этих героя разочаровались в жизни и не могут найти работу из-за своих исключительных способностей. Онегин и Печорин чрезвычайно похожи друг на друга: скучающий, уставший, подавленный.
Сходство персонажей прослеживается уже в именах, ведь Лермонтов, называя своего героя, руководствуется тем же принципом, что и Пушкин: он основан на названии реки. Онега — спокойная и пологая река, а Печора — быстрая, грозная, бурная. В какой-то мере реки становятся отражением характеров героев.
Противостояние героев должно начинаться с их жизненной философии. Оба героя страдают редким цинизмом, эгоизмом и высокомерием, критически относятся к жизни и окружающим людям. Онегин и Печорин понимают, что их существование — это безнадежная серость, пустота, однообразие, хандра, поэтому стараются скрыться под маской веселости, праздности и различных утех. Но очень скоро герои сталкиваются с ложью высшего общества и впадают в отчаяние, им становится скучно. Евгений становится холодным по отношению к жизни, а Григорий боится общества и считает себя «маленькой потерей для мира».
Онегин, не привыкший к тяжелой физической работе, пытается писать, однако эта «тяжелая работа» быстро утомляет его. Печорин оказывается на Кавказе и надеется, что война ему не надоест, но, привыкнув к боевым действиям, снова впадает в меланхолию.
Этих героев отличает только то, что персонаж Пушкина, отчаянно ищущий своего истинного призвания, смиряется с решением судьбы, а персонаж Лермонтова продолжает искать смысл жизни в рискованных приключениях, служении и любви.
Далее необходимо сравнить персонажей в их отношениях с женщинами и в любви.
Несмотря на то, что Онегин — прекрасный знак науки нежной страсти, женщины, как и дружба, быстро ему наскучили. Он не сразу влюбился в Татьяну, только когда проснулся во время своих странствий, но, к сожалению, было уже поздно и, получив отказ, Евгенио замкнулся еще больше, заперся.
Печорин был готов любить весь мир, но его никто не понимал, а он за это научился ненавидеть. Он говорит себе: «Моя бесцветная юность прошла в борьбе». Джордж влюбился, и его тоже любили, но его ледяное сердце продолжало заполнять только пустоту. Он взял то, что хотел, а затем, наигравшись, выбросил это. Из-за Печорина умерла невинная Бела, разрушившая жизнь Марии, смеясь над ней, и только Вера могла любить настоящей любовью, но он снова потерял ее из-за игры чувств. Герой стал равнодушен к любви и любым ее проявлениям.
Сравнивая возраст, внешность и материальное положение персонажей, мы увидим, что в этом они не сильно отличаются. Онегину 26 лет, он одет, у него «модная» стрижка, глаза холодные и равнодушные. Евгений, получив наследство от родственников, стал очень богатым и уважаемым человеком.
Печорину 25 лет, он неплохо выглядит, красив, у него карие глаза, которые не смеются, когда он сам смеется. У него много денег, есть лакеи и все удовольствия, которые можно купить, в его распоряжении.
В конце стоит еще немного рассказать об идеалах и ценностях обоих героев. Читатель увидит разницу, например, в их отношении к дуэли. Перед дуэлью Онегин спит крепким сном, но после дуэли, убив Ленского, он испытывает угрызения совести и долго не может прийти в себя. Печорин же не может долго заснуть перед дуэлью, думая о том, что должно произойти, о смысле своей жизни. Но при этом Георгий хладнокровно убивает Грушницкого и без всяких угрызений совести уходит с места происшествия.
Поэтому А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов в последующие десятилетия изображал «лишних людей», поэтому их герои практически не отличаются друг от друга. Напротив, эти персонажи лишь дополняют друг друга, отражая действительность и прогрессивные видения того времени.