- Дитя света
- Список различий
- Сходства
- Таблица
- Идеалы и ценности
- «Герой нашего времени». Краткое описание
- Эгоистичная натура
- Наиболее яркие черты персонажей
- Общее у героев
- Что общего у персонажей?
- Что сближает героев
- Сравнительная характеристика Онегина и Печорина
- Чем отличаются персонажи
- Определение
- Евгений Онегин и Григорий Печорин
- 2 вариант
- Сочинение на тему «Сравнительная характеристика Печорина и Онегина»
- Перечисление общих черт
- Сравнительная характеристика Онегина и Печорина с цитатами
- Различия
Дитя света
Онегин — молодой дворянин, не нашедший смысла своего существования. События, разворачивающиеся вокруг него, характеризуют жизнь целого поколения российского общества. Воспитание юноши происходило под влиянием традиции. Он быстро разочаровался и стареет в душе. Герой романа использует то, что ему преподносит судьба: ходит по проспектам, принимает участие в танцах, веселых вечеринках и театральных постановках. Казалось бы, чего не хватает привлекательному молодому дворянину, есть все: ум, внешность, положение. Евгений уходит с завышенной талией, устав от ненужной суеты.
Евгений живет строго по законам мира. Боится осуждения, насмешек. Удивительно, что основной сюжет романа разворачивается в то время, когда юноше обслуживает светское мнение. Он все делает не так, как хочет его душа и требует своего сердца. Действия продиктованы страхом и подчинением правилам, установленным высшей знатью.
Возрождение личности происходит во время путешествий по стране. Россия меняет свое мировоззрение. Онегин понимает, в каком прекрасном состоянии он живет. Вникает в суть противоречий русского строя, уходит из высшего общества.
Автор не завершает работу строгим вердиктом. Судьба героя остается открытой. Читатель может решить загадку. Каждый будет строить будущее персонажа по-своему. Герой своего времени может жить в деревне, скучать и читать. Возможно, он пополнит ряды либеральной части молодежи. Что станет с душой Онегина? Искра, которая загорелась внутри, погаснет или погаснет от безответной любви и обиды.
Список различий
Онегин как персонаж остается загадкой для читателя. Его мотивы, чувства, общие моральные качества автором не раскрываются и остаются на суд общественности.
Печорин же — сложная и многогранная личность с четко выраженным характером.
- Отношение к своей жизни.
- Осознание себя, своего «я».
- Готовность действовать, что-то делать.
Подытожить сходства и различия персонажей удобно в виде таблицы:
Онегин | Печорин |
Высокий социальный статус | Высокий социальный статус |
Хорошее финансовое положение | Хорошее финансовое положение |
Неудовлетворенность жизнью | Неудовлетворенность жизнью |
Безразличие к удовольствиям | Безразличие к удовольствиям |
Безразличие к чувствам других | Безразличие к чувствам других |
Потребительское отношение к женщинам | Потребительское отношение к женщинам |
Низкий уровень самосознания, рефлексия | Высокий уровень самосознания, рефлексия |
Он не пытается изменить свою жизнь | он ищет цель |
Равнодушен ко всему | Ищете новые впечатления |
Несмотря на все различия, Онегин и Печорин своими трагическими историями говорят об одном и том же. Какова роль общества в формировании личности?
Что можно (и нужно) сделать человеку, чтобы не быть «лишним»? На эти сложные вопросы не было однозначного ответа ни в XIX веке, ни сегодня.
Сходства
Герой романа Пушкина в стихах «Евгений Онегин» и герой романа М.Ю. «Герой нашего времени». У Лермонтова, если сравнивать, много схожих черт характера и образа жизни.
Оба персонажа примерно одного возраста, оба родились в Санкт-Петербурге и выросли в роскоши. У Онегина и Печорина есть деньги, которые позволяют им развлекаться. Однако они быстро наскучили им. Героям Пушкина и Лермонтова скучно в обществе, что отличает их от других дворян.
Сходство между Печориным и Онегиным заключается еще и в том, что оба умели соблазнять женщин. Но женщинам героев быстро наскучило, хотя обе они уделяли им большое внимание. Свобода была важна для Грегори и Юджина, поэтому они не хотели связывать свою жизнь с женщинами. Персонажи Печорина и Онегина также проявили сходство в некоторых своих действиях: сцена отказа Печорина услышать княжну Марью напоминает объяснение Онегина с Татьяной Лариной. А встреча Печорина с Верой на Кавказе, оживившая чувства героя, похожа на встречу Онегина с Татьяной в Санкт-Петербурге.
Ни у Печорина, ни у Онегина не было настоящих друзей, потому что они не умели ценить других людей. У Евгения Онегина есть друг Владимир Ленский, которого он убивает на дуэли. Печорин убивает Грушницкого, которого не любил с самого начала, но с которым общался как друг. Печорин был равнодушен к встрече со своим давним другом Максимом Максимычем.
По своему характеру персонажи романов А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтов были эгоистами, что ведет их к несчастной жизни. Они не могут найти себя в жизни. Печорин и Онегин не поняты своим окружением, они «лишние» люди».
Эти два персонажа были одни в толпе.
Печорин и Онегин очень похожи друг на друга, поэтому В.Г. Белинский называет центрального персонажа романа «Герой нашего времени» «Онегином нашего времени».
Таблица
Чтобы более наглядно показать общие и разные характеристики Печорина и Онегина, мы приводим таблицу.
Сходства | Печорин | Онегин |
Возраст | ||
Дворяне | ||
Богатый | ||
Представители светского общества | ||
Скучно с обществом | ||
Скучающие женщины | ||
Отказ от брака | ||
Любовь к свободе | ||
Сходство акций | ||
Отсутствие верных друзей | ||
Одиночество в толпе | ||
«больше людей» | ||
Отличия | Он понимает себя | Он не думает о своей жизни |
Ищите новые эмоции от жизни | Скучающий | |
Пытаюсь найти себя в жизни | Он не пытается найти свое место в жизни | |
Психология | Отсутствие психологизма |
Идеалы и ценности
Сравнительная черта «Онегина» и «Печорина» — это прежде всего сопоставление внутреннего мира каждого персонажа. Анализ их поведения позволяет понять мотивацию тех или иных действий. Так, например, у героев другое отношение к дуэлям. Накануне Онегин заснул. Он не воспринимает дуэль всерьез. Однако после смерти Ленского Евгения переполняют ужас и раскаяние.
Герой Лермонтова, напротив, не спит всю ночь перед дуэлью с Грушницким. Григорий погружается в размышления, думает о цели своего существования. При этом Печорин хладнокровно убьет Грушницкого. Он спокойно покинет зону дуэли, вежливо поклонившись.
«Герой нашего времени». Краткое описание
Лермонтов начал работу над оперой в 1838 году. Его роман состоит из нескольких частей. В процессе чтения видно, что в повествовании нарушена хронология. Автор использовал этот художественный прием по нескольким причинам. В основном эта структура произведения показывает главного героя — Печорина — сначала глазами Максима Максимыча. Затем читателю представляется внутренний мир персонажа согласно записям в его дневнике.
Эгоистичная натура
Печорин — еще один герой своего времени. Постоянно анализируйте совершенные действия. Наблюдайте за его действиями холодным взглядом созерцателя. В душе молодого человека нет покоя. Он ищет свое место в жизни, не замечая, как это негативно сказывается на судьбе окружающих. Выступления и записи в дневнике показывают, что Григорий не оцепенел. Но его действия всегда находятся на границе добра и аморальности, любви и подлости. Печорин не хочет разрушать свое «будущее», хотя он подвергает себя смерти и опасности.
Внешне видна жестокость, эгоизм персонажа. Евгений не отклоняется от жизни, он ее меняет, вмешивается в ход событий. Пекорин заставил контрабандистов скрыться из города, привел к гибели Грушницкого, вмешался в судьбу Белы, огорчил Марию.
Что будет с ним потом, чью судьбу он еще коснется? Тайна.
Наиболее яркие черты персонажей
Сравнительное описание Онегина и Печорина было бы неполным без упоминания самокритики героев. Первого преследуют угрызения совести после дуэли с Ленским. Онегин не может оставаться в местах, где произошла трагедия, он все бросает и начинает странствовать по миру.
Герой романа Лермонтова признается, что на протяжении всей своей жизни причинял людям много боли. Но, несмотря на это понимание, Печорин не изменит себя и своего поведения. А самокритика Грегори никому не приносит облегчения, ни ему самому, ни окружающим. Такое отношение к жизни, к самому себе, люди изображают как «морального калека».
Несмотря на различия между Печориным и Онегиным, у них обоих много общего. Каждый из них обладает определенной способностью прекрасно понимать людей. Оба героя — хорошие психологи. Тогда Онегин сразу же заметил Татьяну, при первой же встрече. Из всех представителей местной знати Евгений ладил только с Ленским.
Также герой Лермонтова правильно судит о людях, встречающихся с ним по пути. Печорин дает довольно четкую и точную характеристику окружающим. К тому же Грегори прекрасно знает женскую психологию, он легко может предугадывать действия женщин и, пользуясь этим, завоевывает их любовь.
Сравнительная характеристика Онегина и Печорина позволяет увидеть истинное состояние внутреннего мира персонажей. В частности, несмотря на все беды, которые каждый из них причинил людям, оба способны на светлые чувства.
Общее у героев
Различные персонажи двух персонажей делают их героями своей эпохи. Интересные личности наделены авторами особыми полномочиями. ИХ эмоциональные переживания близки современникам, молодежь других веков находит в них схожие характеристики. Молодые люди противоречивы и неординарны. Время, в которое они должны были жить, оставалось неясным. Они не могли найти в нем применения своим знаниям и умениям. Лишние люди появляются во всех возрастах. Двум великим классикам удалось оторвать образ и представить его читателю. Лондонский денди-аристократ Онегин приобретает новые личные качества, осознавая пагубное влияние высшего общества. Самодержавный режим обрекает Печорина на трагическое существование человека с горящей душой.
Герои двух романов приближают читателя к жизни XIX века. Художественные произведения настолько ярко и реалистично передают эпоху, что можно согласиться с литературоведами, которые называют их энциклопедиями.
Вы можете написать очерк «Онегин и Печорин — герои своего времени», если поймете всю глубину концепции «еще один человек». Предлагаемый материал будет подсказкой и подсказкой.
Что общего у персонажей?
Противостояние Онегина и Печорина следует начать с анализа черт характера героев. Оба персонажа очень критично относятся к людям и жизни. Осознавая пустоту и однообразие своего существования, они проявляют недовольство собой. Их угнетает окружающая обстановка и люди, погрязшие в клевете и гневе, зависти.
Разочарованные обществом, герои впадают в меланхолию, им становится скучно. Онегин хочет начать писать, чтобы удовлетворить свои духовные потребности. Но он быстро устает от «тяжелой работы». Чтение также увлекает его на короткое время.
Печорин тоже быстро устает от начатого дела. Однако, приехав на Кавказ, Григорий все же надеется, что скуке под пулями места не будет. Но к боевым действиям он привыкает очень быстро. Герою Лермонтова тоже наскучили любовные похождения. Это видно по отношению Пекорина к Марии и Беле. Добившись любви, Григорий быстро теряет интерес к женщинам.
В чем еще сходство между Печориным и Онегиным? Оба героя по натуре эгоистичны. Они не принимают во внимание чувства или мнения других людей.
Что сближает героев
Сравнивать Печорина и Онегина стоит исходя из среды, из которой они происходят. Они похожи по возрасту, образованию и условиям обучения. Оба — богатые дворяне, которые перестают пользоваться доступными им возможностями и им становится скучно. Нетрудно заметить противостояние персонажа и автора: в Евгении, как и в Пушкине, меньше презрения к обществу, больше некая легкая и безобидная насмешка. А Григорий очень похож на самого Лермонтова: мятежный и одинокий.
Героев объединяет то, что они оба уделяют женщинам большое внимание, успешны с ними, флиртуют, заводят любовные романы — из схожих корыстных побуждений. Ни Евгений, ни Грегори не могут вступить в по-настоящему длительные отношения. Первый использует влюбленных женщин как способ повеселиться, а второй нуждается в них, чтобы удовлетворить «странную потребность сердца», которая в конечном итоге остается неудовлетворенной. Эти два персонажа не пытаются ничего дать тем, кто их любит, они ставят себя, свою свободу превыше всего (поэтому они оба довольно нелестно говорят о браке).
Эгоизм Онегина и Печорина заметен и в дружбе. Ни у одного из них нет настоящих друзей, потому что дружба требует обязательств, на которые персонажи не способны. Духовная пустота персонажей особенно заметна в эпизодах с дуэлью (присутствует в обоих произведениях). Ни Печорин, ни Онегин не испытывают настоящих моральных мучений от того, что им пришлось убить не только человека, но и того, кто считал их другом.
Исход жизни обоих персонажей похож. Оба остались «лишними людьми», которые не могли ни найти внутренней гармонии, ни просто честно заглянуть внутрь себя.
Осознания своих ошибок не происходит, конфликт остается внешним, когда человек стал жертвой неблагоприятного окружения.
Сравнительная характеристика Онегина и Печорина
Знаменитые герои М.Ю. Лермонтов и А.С. Пушкин — представители одного литературного направления. Оба иллюстрируют образ «лишнего человека», «героя» того времени, когда уставшим молодым людям было сложно в полной мере насладиться жизнью, сделать в ней правильный выбор. Авторы включили в свое описание много биографических сведений. Но, несмотря на это, Онегин и Печорин тоже имеют много различий в характере и действиях.
Евгений Онегин страдает так называемой «хандрой». Молодому человеку ничего не интересно, ничто его не привлекает. Смена обстановки, кажется, должна помочь ему найти себя, но, когда он приезжает в деревню, Онегина не хватает только еще больше. Кратковременное увлечение общением с Ленским для последнего заканчивается плачевно. Евгений Онегин, победив своего друга-поэта на дуэли, сожалеет и сожалеет, ему не чужд человек. Отвергая Татьяну Ларину, молодой человек тоже проявляет некое благородство, честно говоря с девушкой. Позже любовь к этой девушке станет для него единственной надеждой на спасение, которой не последует из-за замужества его возлюбленной. Онегин снова скитается и скитается, ища убежища в жизни.
Григорий Печорин — такой же сложный и неоднозначный персонаж, но сосредоточенный (возможно, потому, что повествование часто ведется от первого лица) плюс злость и жестокость. У юноши успехи и с девушками, при этом он не стесняется играть с чужими чувствами. По дневникам Печорина нетрудно понять, что он глубоко одинок и несчастен. Это то, что заставляет его разрушать чужое счастье вместо того, чтобы создавать свое. Онегин же томился своей «хандрой», не утомляясь, пытаясь причинить вред другим людям. Печорин также принимает участие в дуэли с Грушницким. Осознавая подлость организованного против него злого заговора, герой не жалеет о случившемся. Поединок прошел по правилам чести, в отличие от Онегина он не чувствовал себя виноватым.
Истории молодых людей заканчиваются примерно так же. Не имея надежды на счастье, они продолжают преследовать его, причиняя боль и страдания своим любимым женщинам. Евгений Онегин у ног Татьяны Лариной, напрасно скачет Григорий Печорин вслед за Верой. Он гонит свою лошадь, но никогда не возвращает возлюбленную. Таким образом, судьбы обоих героев трагичны и вызывают симпатию, отражая судьбу подавляющего большинства «героев времени».
Чем отличаются персонажи
Энергия — главное отличие Онегина от Печорина. Григорий постоянно в движении, это человек с сильными страстями, которые составляют суть его жизни. Он понимает, что живет только для себя и сознательно следует за ним. Евгений пассивно живет своей жизнью, ему уже все безразлично.
Печорин демонстрирует сильную волю, по крайней мере, в том, как он пытается угадать свою судьбу, в том, как он создает себе препятствия, а затем использует все свои силы для их преодоления. Онегин же, скорее, отличается отсутствием силы воли, никуда не движется, избегает каких-либо трудностей или времени активными действиями.
Персонажи также будут отличаться общим уровнем рефлексии, направленной как на себя, так и на внешний мир. Печорин внимателен, склонен к мысли, о чем читатель может судить по дневнику героя. Григорий более осведомлен, он понимает причины своих поступков.
Кажется, что Онегину не интересен ни он сам, ни окружающий мир. Ничто не может его даже по-настоящему заинтересовать, очень долго. Избегайте долгих раздумий, не пытайтесь анализировать свои действия.
Евгений не ищет ответов на глобальные и содержательные вопросы: «Кто я?», «Зачем я живу?», «Почему я недоволен своей жизнью?».
Определение
Печорин
— главный герой романа М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», русский дворянин, офицер, по долгу службы оказавшийся в зоне боевых действий на Кавказе. Неординарная личность этого литературного героя вызвала ожесточенные споры среди критиков и живой интерес современных читателей.
Онегин
— главный герой стихотворного романа Александра Пушкина «Евгений Онегин». Онегин принадлежит к знатной аристократии. Биография его, по словам В.Г. Белинского, стала энциклопедией русской жизни первой половины XIX века.
Евгений Онегин и Григорий Печорин
Евгений Онегин и Григорий Печорин — два литературных героя, олицетворяющие «лишних людей» своего времени. У них много общего, но есть и отличия.
Герои жили в разные годы: Печорин — в эпоху декабризма, Онегин — в вечности, но эти люди существуют всегда.
Оба героя молоды, близки по возрасту и принадлежат к знатному обществу. Они умны, образованы, хорошо образованы и богаты. Молодежь молодых людей провела счастливую и беззаботную среди развлечений и танцев.
Оба героя, в конце концов, разочаровались в многовековых развлечениях: Печорин посвятил себя военной службе, а Онегин уехал в деревню и захотел проявить себя в роли помещика. Однако перемены в жизни не принесли им удовлетворения.
Несмотря на молодость, герои пережили в жизни глубокое разочарование, ничто в ней им не радовало.
Оба героя выглядели привлекательно и пользовались неизменным успехом у женщин. Однако им так и не удалось обрести счастье в любви и создать семью. Печорин принес женщинам только одно несчастье. Онегин влюбился слишком поздно, когда Татьяна уже была замужем за другим мужчиной.
Молодые люди не умели дружить и ценить близкие отношения. Онегин общался с Владимиром Ленским только от скуки. Печорин дружил с Вернером, уважал его за острый ум и схожесть взглядов на многие вещи. Однако она не пыталась называть его своим другом, так как хотела сохранить независимость от всех.
Оба героя приняли вызов на дуэль, но по разным причинам. Для Онегина было важно общественное мнение, он не хотел показаться трусом в глазах мира. Печорин пошел на дуэль принципиально, защищая свою честь.
Оба персонажа любили уединение и путешествия. Печорин находился в состоянии постоянного поиска смысла жизни для себя. Он по натуре авантюрист и интриган, что доставляло немало хлопот окружающим. Печорин много рассказывал о своих действиях и осуждал их, но не пытался исправиться. Онегин принял жизнь такой, какая она есть, подчиняясь своим чувствам. Оба молодых человека эгоистичны, их не волнует внутреннее состояние других.
Герои не могли найти применения своим способностям и от этого были лишними людьми в любом обществе. Причина в них самих, ведь молодые люди привыкли все брать от жизни и не давать. Имея огромный список преимуществ, они не смогли их реализовать.
В итоге жизнь Печорина закончилась трагически, Онегин тоже не нашел личного счастья.
2 вариант
Главные герои начала 19 века — Онегин и Печорин. Они являются шедеврами известных писателей своего времени и частично изображают жизнь их собственных писателей. Лермонтова, Пушкина, Онегина и Печорина ждет чрезвычайно сложная судьба.
Сценаристы хотели запечатлеть в своих персонажах образы эпохи, и по большей части создателям это удалось. Действительно, и Онегин, и Печорин символичны для своей эпохи, однако каждый из этих главных героев находится в вечности, потому что ставит ряд проблем, которые оказываются типичными для каждого времени.
Грубо говоря, перед нашими глазами очертания двух грамотных людей, которые были прекрасными жителями своей эпохи. Каждый из них был хорошо образован, обладал проницательным умом, что позволяло понимать людей и самих себя. Более того, они были настоящими искателями истины и хотели знать цель не только своего времени, но и своей собственной жизни.
Принимая во внимание существенное сходство, необходимо отметить их различия, которые выделяют дух вышеупомянутых персонажей. Вначале обратим внимание на Онегина.
Пушкинский герой беспринципен, дотошен и воспринимает людей, страдающих манией величия. При этом Онегин не склонен идеализировать действительность, он в своей основе материалист. Даже на дуэль Онегин в большинстве случаев уходит не по собственному желанию, а из-за своей социальной репутации не намерен выглядеть глупо и в результате идет на дуэль.
На самом деле такая чушь оказывается принципиальной, потому что причина борьбы Печорина совсем другая. Он уходит на дуэль, потому что пытается найти настоящую правду и движется к своей цели, пытаясь отомстить всему миру. Несомненно, Печорин тоже очень гордится собой, но его эгоизм (кстати, как и Онегин) называет человека главным творением. Конечно, Печорин ко всем относится решительно, но он не может выглядеть иначе, потому что он действительно достиг намеченных высот и, главное, для большинства он просто недостижим.
Онегин (развивающий тему эгоизма) тоже с презрением относится к остальным, но этот главный герой вырос в основном среди людей, где его превозносили и всячески обхаживали. В итоге такой «золотой мальчик» остался только в зрелом возрасте. Его главная проблема — меланхолия, которая присуща такой столичной элите, которая не знает необходимости в ней.
Также существенная разница между двумя персонажами — поступки в жизни. Онегин в основном согласен со всеми и позволяет историям происходить самостоятельно, например, позволяет Ларине полюбить себя и медленно реагирует на любовь взаимным чувством.
Печорин по-своему более живой герой. Он не признает реальность, но полностью моделирует ее, пытается найти приключенческие истории так же, как он хочет найти настоящую правду. Особенностью Печорина является связь его взглядов с повседневными принципами и действиями.
Сочинение на тему «Сравнительная характеристика Печорина и Онегина»
Прежде чем приступить к сравнительному описанию Печорина и Онегина, необходимо понять, на каком основании эти персонажи вообще можно сравнивать друг с другом. Фраза «еще один человек» зародилась в художественной литературе второй половины XIX века. В некоторых произведениях мы замечаем новый тип персонажей, недовольных собой и обществом, что не дает им раскрыться. Онегин, Печорин, Чацкий, Обломов — все это представители «лишних людей».
Перечисление общих черт
Известный литературовед В.Г. Белинский писал: «Печорин — Онегин нашего времени». У героев Пушкина и Лермонтова много общего:
- происхождение, положение в обществе;
- социальная изоляция;
- безразличие или неуважение к общественным правилам и нормам;
- пресыщение материальными благами;
- потеря смысла, цели в жизни;
- желание разрешить внутренние конфликты;
- неумение к дружбе, любви, заботе о других людях.
Сравнительная характеристика Онегина и Печорина с цитатами
Для Печорина главная задача — найти эмоции, адреналин. Такой класс людей, как Евгений, предпочитает проводить время в одиночестве, без смысла и цели. В двух романах мы говорим об отсутствии моральных ценностей, человеческих качеств. Пушкин описывает жизнь своего героя, который для Печорина остался в далеком прошлом. Персонаж Лермонтова напоминает Евгения несколько десятилетий спустя.
Анализируя двух людей, можно проследить изменения в обществе с течением времени. Жизнь меняется, что приводит к смене приоритетов, целей, интересов.
Онегин эгоистичен, но умеет чувствовать горячую страсть к Татьяне. Печорину чужды эти чувства. Он хочет их услышать, испытать на себе, но это ему не дано:
«Так же, как я не искал даже искры любви к дорогой Марии в своей груди, но мои усилия были напрасны».
Герой Лермонтова всегда начеку, автор отмечает свои слова: «Из любопытства: ожидая чего-то нового…». Онегин же живет свое время, «томясь в бездействии свободного времени».
Евгений был известен как «молодой распутник», как называл его писатель. Он был внешне вежлив, не любил учиться. Главное для него — произвести впечатление:
«Он умел прекрасно выражать свои мысли по-французски и писал; Он легко танцевал мазурку и непринужденно кланялся…»
Печорин — образованный человек. Она любит читать, много знает, разносторонне развита. Он говорит о себе: «Смотри, мы два умных человека; мы заранее знаем, что можем обсуждать все до бесконечности, и поэтому не обсуждаем».
Герою «Героя нашего времени» нравилась компания, общение, он узнавал людей, не подпускал их к себе. Онегин избегал окружающих, никого в дом не приглашал. Если приходили гости, встречал их враждебно, что многих обижало:
«Сначала все ходили к нему; Но поскольку жеребца Дона обычно обслуживали с заднего крыльца…»
Различия
Несмотря на то, что оба героя имеют схожий тип личности, между ними есть существенные различия:
- во времени отражается каждый из этих героев;
- с трактовкой автора и отношением авторов к своим героям.
Герои принадлежат к разным поколениям, среди которых произошло восстание декабристов:
- Онегин принадлежит к тому поколению, которое придет на Пьяцца дель Сенато 14 декабря 1825 года;
- Печорин — к чему М.Ю. Лермонтов сказал в стихотворении «Дума»: «В бездействии он постареет».
известно, что Лермонтов решил создать образ своего современника на контрасте с персонажем главного героя романа «Евгений Онегин». Белинский писал, что «как Онегин, Печорин выше художественно, так и Печорин выше по замыслу, чем Онегин. Однако это преимущество принадлежит нашему времени, а не Лермонтову».
Несмотря на то, что обоих персонажей одолевает скука, авторы показали, что ведут себя по-разному. Онегин полностью подчинился своей «меланхолической лени»:
- «. все равно зевнул // Между модными коридорами и старыми»;
- ему тоже было скучно в деревне.
Печорин отличается от Онегина тем, что у него нет такого равнодушия и апатии, он устремляется в поисках смысла жизни, но не находит его. Это сделало его скептиком, холодно относившимся к людям. Он склонен к размышлениям, анализирует свои чувства и действия.
Белинский писал о Печорине: «.. он лихорадочно гонится за жизнью, везде ее ищет». Герой Лермонтова знает о своих силах, но не знает, где их использовать. Он стремится к активности, но, чтобы развеять скуку, занимается какими-то мелкими и бесполезными делами.
Герои Пушкина и Лермонтова отличаются не только чертами характера, но и отношением к людям. Онегин не ищет сознательной конфронтации с окружающими, так как уважает чужие чувства, старается не вмешиваться в их жизнь, «его сердцем была и гордость, и прямая честь». Печорин играет с чувствами других, любит манипулировать людьми, что часто приводит к их страданиям, разочарованию и даже смерти.
Для Печорина в большей степени, чем Онегина, характерны следующие черты характера:
- индивидуализм;
- эгоцентризм;
- скептицизм по поводу морали;
- беспощадная самооценка.
Этот герой разделял пороки своего времени. Принося страдания другим людям, Печорин тоже несчастен.
В отношениях с женщинами Печорин проявляет эгоизм, ему нужны их чувства и заботы, чтобы не скучать. Он сознательно влюбляется в юную княжну Марью, играет на ее чувствах. Когда она начала верить, что он хочет на ней жениться, Пекорин холодно сообщил ей, что не любит ее. Любовь Татьяны к Онегину была неожиданной. Он не воспользовался неопытностью этой молодой девушки, но честно сказал, что он не создан для семейной жизни, и осторожно предупредил, что, когда она влюбится в кого-то другого, она не будет первой, кто признается в своей любви, так как это может вызвать проблемы.
Различия между героями проявлялись еще и в том, что, когда им «наскучил шум света», Онегин в надежде развеять скуку уезжал в деревню, а Печорин — на Кавказ в действующей армии искать острых ощущений и подвергнуть опасности его жизнь.
Отношение к природе у них тоже разное:
- Онегину скучно на природе в деревне. Когда он перешел из петербургской жизни в деревенскую, «Два дня казались ему новыми // Изолированные поля, // Прохлада сумрачного дубового леса, // Журчание тихого ручья». На третий день красота природы перестала его интересовать, и он даже начал вызывать сон и скуку.
- Образы природы Печорина трогали душу, помогали развеять боль, тревогу, отвлекали от проблем. В своем журнале он написал: «Нет такого женского взгляда, который я бы не забыл при виде кудрявых гор, освещенных южным солнцем».
Характеры героев разные: в Онегине он более единообразный, спокойный, у Печорина — противоречивый, демонический (Белинский подчеркивал демоническую природу Печорина).