Зима

Анализ

История создания

Этот необычайно удивительный фрагмент появился в 1826 году при написании пятой главы пушкинского «Евгения Онегина». В то время поэт находился в ссылке в Михайловском. По сюжету романа в этот момент произошли некоторые события, в том числе безответная любовь Татьяны к Онегину. Видимо, чтобы отвлечься от столь грустного рассказа, автор сделал это лирическое и веселое отступление, ставшее учебным произведением.

Персонажи и образы

Герои стихотворения — представители простых людей. Несмотря на то, что он посвящен зиме, в нем помимо пейзажных картин изображены персонажи людей и животных: кучер, фермер, мальчик и его мать, насекомое и лошадь. Описывая их действия, автор показывает различное отношение к зиме.

Выпавший снег ознаменовал новый этап в жизни крестьян; люди всегда с радостью встречали это событие. Во-первых, была открыта санная трасса, которая значительно облегчила передвижение, а во-вторых, давала возможность отдохнуть от работы в поле, посвятить время вышиванию, кататься на санях на ярмарках и других мероприятиях. По этим и другим причинам Пушкин употребляет наречное причастие «торжествующий», которое здесь так уместно».

Даже мальчик со стройки в восторге от прихода зимы. Автор применяет к персонажу прилагательное «двор», чтобы объяснить, что родители ребенка работают во дворе. Таких должностей было много: дворник, работник конуры, жених, горничная, повар, прачка и другие.

Животные тоже довольны наступающей зимой. Лошадь фермера осторожно ходит по обновленной дороге и, таким образом, «как-то тянется рысью». Насекомое наслаждается зимой не меньше своего хозяина. Она с увлечением делится с мальчиком своими играми, они веселятся, несмотря на мороз. Лирический герой в этом сюжете никак не выражает своих эмоций по поводу прихода зимы. Он действует как сторонний наблюдатель, но всеми доступными способами пытается изобразить образ трансформации природы и человеческой радости.

Композиция

Поэма имеет четкую линейную композицию: первое четверостишие — начало, второе — развитие действия, третье — кульминация. Последние две строчки снимают напряжение предыдущего повествования.

В первом катрене рассказывается о фермере, прокладывающем санную трассу. Во втором читатель видит водителя в хорошей зимней одежде, отороченной мехом и с поясом. Третье четверостишие посвящено мальчику, который играет с собакой. Куплет в конце повествует о матери, смотрящей на своего игривого сына через окно.

Жанр

Учитывая объем и тематику стихотворения, его можно отнести к пейзажной лирике и считать законченным произведением. Но, поскольку это все-таки часть лирико-эпического произведения, а именно романа «Евгений Онегин», его тоже можно считать эпосом.

Работа над романом относится к реалистическому периоду творчества поэта, поэтому фрагмент о зиме также несет черты реализма. Все эмоции героев переданы Пушкиным через обычные крестьянские образы, наполненные определенным смыслом. Торжествующий крестьянин, играющий мальчик, осторожно шагающая по снегу лошадь — все эти персонажи изображены в стихотворении очень детально и реалистично.

Размер и средства художественной выразительности

Этот отрывок написан в том же поэтическом метре, что и весь роман: тетраметр ямба с использованием различных рифм (так называемая строфа Онегина). Вначале — скрещенная рифма, во втором четверостишии — параллельная, в третьем — круговая или окружающая, последняя куплет обрамлена двумя рифмами. Схематично это можно представить следующим образом: ABAB VVGG DEED LJ. Женские рифмы чередуются с мужскими.

Чтобы придать тексту живость и движение, автор широко использует глаголы и причастия: «крестьянин торжествующе возобновляет свой путь на стволах», мальчик бежит, «сажая насекомое в сани», «превращаясь в лошадь »,« лошадь, чувствуя снег, идет рысью »; Эпитеты представлены двумя примерами: «мягкая поводья», «смелая карета». В тексте восемь устаревших слов, что довольно много по сравнению с его длиной. Это такие слова, как дровни (сани), вожжи (следы бегунов), колесница (телега), кучер (кучер), радиатор (часть повозки), тулуп (мех), праща (пояс), сани (сани).

Использование фразеологизма в литературе

    • — «Как сказал Пушкин, зима, мужик, торжествующий…» А потом рассказ о том, как он сидит с Марусей у бухарского камина и пьет холодное вино из своей небесной лозы или «пчелиную водку» со своей горной пасеки »(Теймураз Мамаладзе. «Здравствуй, осел!»)

 

    • — «Зима. Торжествующий колхозник. Это время года для меня навсегда ассоциируется с чудесным выражением Евгеши« вставать в жару »(Марина Палей« Евгеша и Аннушка»)

 

    • — «А потому я считаю, что« Зима, мужик, торжествующий… »,« Ангел в полночное небо залетел… »,« Все календари лежат… »,« В холмах Грузии .. «и многое, многое другое, не говоря уже о собственных именах (Ноздрев, Онегин, Фома Опискин), они не вызывали ассоциации у иностранцев, они выросли, они сформировались в нечто совершенно иное, в свое« 9N ». И. Ильина. «С другими глазами. Очерки жизни Шанхая»)

 

    — «Они были ужасно веселые, славные, но такие смешные русские слова говорили. «Зима, крестьянин торжествующий…» — подражал кто-то. — Почему, кстати, «торжествует» крестьянин? »(М.А. Алданов« Истоки»)
Оцените статью
Блог про "Евгения Онегина"