Сочинение на тему Евгений Онегин — лишний человек 9 класс

Сочинение «Лишний» человек Евгений Онегин

«Евгений Онегин» — одно из самых значительных произведений русской литературы. Действие романа происходит в начале 19 века. Это время серьезных политических перемен в стране, эпоха, когда все начали задумываться о судьбе России, время новых идей и тенденций в обществе. Уже сейчас сформировался фенотип людей, которых в будущем будут называть «лишними людьми». Это люди, разочаровавшиеся в традиционных ценностях и критически относящиеся к действительности. Они не могут найти себя, цели и смысл в жизни, их часто мучают душевные потрясения, у них какая-то личная драма, с которой они не могут бороться. Первым такого человека описал А.С. Пушкин. И этот человек — Евгений Онегин.

Онегин — дворянин с приличным воспитанием и образованием. Его учителем был француз, который выполнял свои обязанности не так, как ему хотелось бы, Онегин получал поверхностные знания. Но мальчик рос умным от природы, а умение производить нужное впечатление помогло ему выглядеть в глазах общественности умным человеком. Он был желанным гостем в каждом доме. Но Онегин при этом был человеком ленивым. Он не умел работать и не хотел.

Поведение Онегина соответствует его происхождению: вечные танцы, рестораны, любовные развлечения. Его жизнь пуста и вскоре герою все это надоедает. Такое бесцельное существование вскоре приводит к тому, что Онегин теряет интерес к жизни, ему все кажется ужасно скучным, и он начинает вообще презирать светское общество. Пытаясь отгородиться от этих людей, он, желая найти свой путь, пытается найти какое-нибудь полезное занятие. Вначале он пытается писать, но из-за лени и невозможности работать это занятие не заканчивается на пустом месте. Даже чтение книг не приносит ничего хорошего, в них Онегин видит только все, от чего хотел убежать. Затем юноша едет в деревню, где начинает заниматься сельским хозяйством, что значительно облегчает жизнь его крестьянам. Но вскоре это дело его надоедает.

Мы видим в образе Онегина сложную и противоречивую личность. Из-за своего воспитания он стал эгоистом, думая только о своих выгодах и удовольствиях. Ему чужды чужие чувства, ему ничего не стоит обидеть другого. Онегин не принимает любовь Татьяны из страха потерять личную свободу. Желая повеселиться, он оскорбляет своего друга, а затем убивает его на дуэли.

Встреча Онегина с Татьяной смогла изменить ее мировоззрение, наполнить жизнь смыслом. Его удивляет искренность девушки. Однако природный эгоизм, боязнь возможных любовных переживаний не позволяет ему принять любовь Татьяны. По его словам, он создан не для семейного счастья. И только спустя много лет, снова встретив девушку, Онегин понимает, что счастье было очень близко.

Онегин вынужден путешествовать по миру и искать себя. Среди своих он лишний. Ему нет места среди чужих. Неспособность применить свои силы и способности в правильном направлении делает молодого человека тем самым «лишним» человеком, который давно разочаровался в себе, в обществе и в жизни.

Дополнительный человек Евгений Онегин



Поверхностность образования

В начале произведения Онегин описывается авторским повествованием. Пушкин пишет о душевном заболевании, поразившем его героя. Описывая характер Онегина в романе «Евгений Онегин», можно подчеркнуть: главной причиной этой «хандры» мог быть именно конфликт, характерный для взаимоотношений Онегина с обществом. Фактически, с одной стороны, главный герой подчинялся правилам, установленным в благородном обществе; с другой стороны, он внутренне восстал против них. Следует отметить, что, хотя Онегин был вежливым, это воспитание не отличалось особой глубиной. «Чтобы ребенок не переутомился, научил его всему в шутку», — репетитор из Франции. Также Онегина можно назвать соблазнителем. В конце концов, он мог «выглядеть по-новому, пошутить до изумления невинности».

Основные черты в начале произведения

Онегин — очень противоречивая личность. С одной стороны, его непривлекательные черты характера — эгоизм и жестокость. Но с другой стороны, Онегин наделен хорошей душевной организованностью, очень раним и обладает духом, стремящимся к истинной свободе. Эти качества самые привлекательные в Онегине. Они делают его еще одним «героем нашего времени». Знакомство главного героя происходит в первой главе, во время его раздраженного и желчного монолога. Читатель видит «молодого распутника», который ни в чем не видит ценности и смысла, чувствует безразличие ко всему на свете. Онегин шутит над болезнью дяди — ведь она вырвала его из общественной жизни, но из соображений денег он может какое-то время терпеть «вздохи, скуку и обман».

Поворотное знакомство

Однако сценарий меняется после того, как главный герой встречает Ленского, а затем и сестер Лариных, живущих по соседству. Интимные интересы и хорошие манеры позволяют Онегину сблизиться с Ленским. Главный герой обращает внимание на свою старшую сестру Татьяну. А в своей сестре Ольге (возлюбленной Ленского) Онегин видит только «безжизненность черт и души». Черты характера Татьяны в романе «Евгений Онегин» противопоставляют ее главной героине. Она близка к жизни людей, несмотря на то, что плохо говорит по-русски.

Ее лучшие черты воспитала няня, которая дала Татьяне представление о нравственном долге, а также основу мировоззрения людей. Цельность персонажа Татьяны в романе «Евгений Онегин» проявляется в мужестве, с которым он признается возлюбленной, а также в благородстве своих намерений, в верности супружеской клятве. Упрек Онегина делает ее более зрелой. Героиня меняется внешне, но сохраняет лучшие качества характера.

Что касается персонажа Ольги в романе «Евгений Онегин», то поэт отводит этой героине второстепенную роль. Она милая, но Онегин сразу видит ее душевную пустоту. И этот персонаж очень быстро вызывает неприятие впечатлительного читателя. В образе Ольги великий русский поэт выражает свое отношение к ветреным девушкам своего времени. Об их портрете он говорит: «Я сам любил его раньше, но он мне безмерно надоел».

Хандра

Жизнь главного героя была совершенно спокойной и безоблачной. Его пустое существование было наполнено весельем и озабоченностью собственной внешностью. Главный герой взят из «Английской селезенки» или русского блюза. Сердце Онегина было пусто, и его разум не находил применения. Ему было противно не только литературное творчество. Главный герой берет книгу в руки, однако чтение не доставляет ему никакого удовольствия. Ведь Онегин разочаровался в жизни и не поверил книге. Главный герой называет «разочарованием» охватившую его апатию, нетерпеливо прикрывающуюся образом Чайльда Гарольда.

Однако главный герой не хочет и не умеет толком работать. Сначала он пробует себя как писатель — но делает эту работу «зевает» и вскоре откладывает ее в сторону. И эта скука толкает Онегина в путешествие.

Зависимость от высшего общества

Парадокс такого необычного человека, как Онегин, состоит в том, что, физически оторвавшись от своей бурной жизни (Евгенио уезжает в провинцию, получив наследство дяди), он не смог морально освободиться от своих законов. Он стал изгоем помещиков, от него отвернулись соседи — но нашего героя это не особо огорчало. Онегину даже нравится образ странного одинокого помещика. Отменив барщину в своем имении, оставив лишь небольшую арендную плату, все соседи окружили Онегина забором, объявив его «невеждой», сумасшедшим и «масоном”.

Последнее слово — модифицированный «масон», то есть человек, который является членом тайного общества масонов. Речь идет о чрезмерно свободном и вольнодумном педагогическом поведении Онегина, его чуждости и нигилизма. Однако в этом направлении Евгений не был последовательным. После отмены барщины, после того как его либеральные «реформы» закончились, он не мог участвовать в управлении вотчиной.

Особенности романа

«Евгений Онегин» — принципиально новое явление в русской литературе. Это первое произведение, сочетающее поэзию слога и глубину анализа как ментальных движений конкретных людей, погруженных в конкретную историко-социальную среду, так и самой этой среды. Именно Пушкин произвел революцию в отношении к литературе как со стороны общественности, так и со стороны самих писателей. До него даже сами писатели воспринимали свое занятие как хобби, развлечение (о чем свидетельствует история принятия дяди Пушкина, Василия Львовича, в общество молодых поэтов «Арзамас»).

Само собой разумеется, публики, которая по большей части была невежественным и далеким искусством, особенно литературой. «Евгений Онегин» — первое произведение, каждую главу которого люди с нетерпением ждали, а после публикации обсуждали и восхищались. Образовательный вклад Пушкина невозможно переоценить.

Жанр, направление и композиция

  • Тип.
    На вопрос о жанре «Евгения Онегина» нет однозначного ответа. Сам Пушкин называл свою идею романом в стихах (редкий жанр, образующийся на стыке стихотворения и романа). Такое определение вполне оправдано, так как произведение, написанное в поэтической форме, обладает многими характеристиками романа: социально-историческими и бытовыми описаниями, множеством героев, сложной структурой. Некоторые критики, в том числе Белинский, приписывают произведение стихотворению, не отрицая наличия признаков романа.
  • Направление.
    Внимательный читатель заметит, насколько сильно первые две главы отличаются от следующих по характеру повествования. Работая над первой главой, Пушкин намеревался придать пьесе сатирический характер. «Я пишу новую, поэтому, — Евгений Онегин, — где задыхаюсь желчью», — говорит поэт А.И. Тургенев в декабре 1823 года. Впоследствии идея изменилась, Пушкин рос и развивался, он научился глубоко мыслить и его идея также расширился. Более того, он понимал, что такой стиль повествования может привлечь внимание цензоров. В результате всего этого он изменил вектор повествования, стал уделять больше внимания персонажам, их проблемам, переживаниям, стремлениям к лучшей жизни (признаки романтики) и искать причинно-следственные связи в их действия (признак реализма). Таким образом, роман — удачное переплетение реалистических и романтических традиций на фоне ярко выраженных сатирических первых глав.
  • Состав.
    Яркой композиционной особенностью романа является объединение персонажей из трех миров в одну реальность, в одну вселенную. Герои романа пересекаются с реальными людьми (Онегин идет с самим Пушкиным, Татьяна разговаривает с Вяземским на балу) или сравниваются с ними («Я читал в лирическом бреду, как Дельвиг пьяный на вечеринке» — о Ленском; по Чадаеву »- на Онегине)… Все это заставляет читателя прочувствовать реальность происходящего. Однако дальше Пушкин делает прямо противоположный ход — вводит нереальных персонажей (из литературного мира): пару Скотининых (из комедии Фонвизина «Меньшее»), Буянов — якобы двоюродный брат автора (фактически, герой Василия Львовича Пушкина. «Опасный сосед»). Более того, сам Пушкин обращается к читателю напрямую через лирические отступления. Все вместе это производит эффект втягивания последнего в роман.

Повторная встреча с Татьяной

Вернувшись в столицу, на одном из танцев главный герой снова встречает «ту же Татьяну». И его очарованию нет предела. Она замужняя женщина, но только теперь Онегин может увидеть родство их душ. В своей любви к Татьяне он видит возможность ее духовного воскрешения. Кроме того, Онегин обнаруживает, что ее любовь к нему все еще жива. Однако для главной героини совершенно недопустимо думать о возможной измене законного мужа.

В его душе идет поединок между чувствами и долгом, и он разрешается не в пользу любовных страстей. Татьяна оставляет Онегина на коленях одного. И даже сам поэт покидает своего героя именно в этой сцене. Неизвестно, чем закончится его жизнь. Исследования литературоведов и историков показывают, что поэт намеревался «послать» Онегина на Кавказ или превратить его в декабриста. Однако это так и осталось загадкой, которая была сожжена вместе с последней главой произведения.

Жизнь без смысла

Типичный характер избранного Пушкиным персонажа стал его уникальностью в той ситуации, в которую автор поместил его в романе. Кажущаяся странность, отчужденность от аристократической жизни — все это лишь видимость: Онегин очень зависит от мнения окружающих, боится осуждения, пытается оправдать чьи-то ожидания. Это подтверждается его поступком: убийством своего лучшего друга на дуэли. Автор подчеркивает, что «умел улавливать чувства, а не злиться, как зверь; ему пришлось обезоружить молодое сердце…”.

Эухенио мог предотвратить дуэль, потому что по его вине возникли разногласия между друзьями, но «вмешался старый дуэлянт; он зол, он сплетник, он болтлив .. но шепот, смех дураков…».

Мнение высшего общества, которое считало Онегина «неидеальным», стало важнее, чем жизнь его лучшего друга, молодого 18-летнего поэта. В следовании неписаным законам высшего общества Онегин не находил утешения, удовлетворения и оправдания. Он не нашел опоры ни в жизни, ни в работе, ни в искусстве, ни в семье. Онегин сам по себе «лишний», изменить героя могут только чувства, вспыхнувшие слишком поздно.

 

Оцените статью
Блог про "Евгения Онегина"