Смерть Базарова – анализ 27 главы романа «Отцы и дети» Тургенева

Анализ эпизода смерти Базарова

Евгений Базаров, один из главных героев романа Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети», является носителем идеологии нигилизма. Он отрицает общепринятые ценности, признавая только то, что имеет практическую ценность.

Евгений активно изучает естественные науки, проводит эксперименты, с ранних лет увлекается медициной. Сильный и невозмутимый характер позволяет молодому человеку воплощать свои нестандартные убеждения в реальные действия, отстаивать их перед людьми любого ранга.

Сильные жизненные позиции Базарова сломаны жизненными обстоятельствами в виде безудержной любви к молодой вдове Анне Сергеевне Одинцовой. Евгений, ранее не веривший в существование этого высшего чувства, не в силах вынести мучения безответственности.

Любовь не только сделала его несчастным, но и потрясла мировоззрение, в котором был так уверен главный герой. Его попытки уйти от сенсации безуспешны. Умышленно или случайно Базаров, гость своих родителей, заражается тифом во время своей врачебной практики через небольшой порез, который вовремя не лечили.

Эухенио мужественно встречает болезнь: он прямо и без страха сообщает отцу, что надежды на выздоровление нет. Течение болезни тяжелое, но Евгений из последних сил борется с помутнением сознания, стараясь не потерять голову.

Герой знает о своей неминуемой смерти и уже не может сопротивляться любви своих родителей (сам проявляет к ним чувства), их религиозным взглядам (напротив, он даже просит помолиться за него, соглашается совершить обряд христианского смерть).

По ее собственному желанию приходит Одинцова, с которой она говорит о его самом сокровенном: о любви к ней, осознании своей ничтожности и своих убеждений, просит позаботиться о своих родителях. Встреча с Анной Сергеевной была для него последним проблеском совести, он умирает в бреду.

Смелость, с которой Базаров столкнулся с правдой о неизбежности своей смерти, демонстрирует подлинную силу его характера. Однако его убеждения были только в очередной раз опровергнуты: даже наука и медицина, в которые он верил, не смогли ему помочь.

Глядя на свою короткую жизнь, герой понимает, что руководствовался ложными ценностями. Ему не хватало главного, что лежит в основе человеческого существования: любви, веры, доброты. Собственная смерть Базарова, а также признание им собственного заблуждения показывает читателю несостоятельность нигилистических воззрений.

Признание Базарова

Перед отъездом к родителям Базаров решает открыться Одинцовой, но она не отвечает ему взаимностью:
Одинцова протянула обе руки, а Базаров уперся лбом в оконное стекло. Он запыхался; все его тело заметно дрожало. Но это была не дрожь юношеской застенчивости, сладкий ужас первой исповеди не настиг его: это была страсть, которая билась в нем, сильная и тяжелая — страсть, подобная злобе и, может быть, родственная ей… Одинцова чувствовала себя одновременно и напуганной, и жалкой к нему.
«Евгений Васильич», — сказала она, и голос ее звенел невольной нежностью.
Он быстро повернулся, пожирающе посмотрел на нее и, схватив обеими руками, внезапно притянул к себе на грудь.
Он не сразу освободился из объятий; но через мгновение он уже стоял в дальнем углу, глядя оттуда на Базарова. Он бросился к ней…
«Ты меня не понимаешь», — прошептала она с испуганной поспешностью. Казалось, если он сделает еще шаг, то закричит… Базаров закусил губу и ушел.
— Глава XVIII
Признание Базарова вызвало у Анны смешанные и неизвестные чувства, но не настолько сильные, чтобы нарушить ее обычный покой:
«Его спокойствие не было поколеблено; но однажды она расстроилась и даже заплакала, не зная почему, но не из-за нанесенного оскорбления. Она не чувствовала себя обиженной: она чувствовала себя виноватой. Под влиянием различных смутных чувств сознание уходящей жизни, стремление к новизне стремилось достичь определенной точки, заставляло себя заглянуть за нее — и увидел за ее пределами даже не бездну, а пустоту .. или уродство.»
— Глава XVIII
Некоторое время она раздумывала над правильностью своего выбора, но в конце концов решает, что покой дороже чувств:
«Нет», — наконец решил он, — «Бог знает, к чему это может привести, не шутите, спокойствие по-прежнему лучшее в мире»
— Глава XVIII
Однако позже она расскажет Базарову, что после отъезда она была очень подавлена ​​и даже собиралась уехать за границу:
«А я, — сказала Анна Сергеевна, — сначала была в депрессии, черт знает почему, даже за границу уехала, представьте!..»
— Глава XXVI
В следующий раз Базаров встретил мадам Одинцову после того, как остановился у нее по дороге в дом своих родителей. На этот раз он ведет себя холодно и цинично. Решают остаться друзьями:
«Всякому, кто помнит старика, выпадет глаз», — сказал он, — «в основном потому, что, честно говоря, я тогда согрешил, если не кокетством, то чем-то другим. Одно слово: по-прежнему дружить. Это была мечта, не так ли? А кто? помнит сны?
— Кто их помнит? Кроме того, любовь .. в конце концов, это ненастоящее чувство.
— Действительно? Я очень рада это слышать. Так выразилась Анна Сергеевна, так выразился Базаров; они оба думали, что говорят правду. Было ли это правдой, полной правдой в их словах? Сами они не знали, а автор тем более.
— Глава XXVI
После того, как они прощаются. Одинцова предлагает Базарову остаться ненадолго, но говорит, что он слишком долго крутился в чужой для себя сфере, а теперь хочет «шлепнуть» свою стихию:
— Ты живешь? Почему бы тебе не остаться сейчас? Останься .. с тобой весело разговаривать .. как будто ты идешь по краю пропасти. Сначала ты стесняешься, а потом откуда взялась смелость. Оставаться.
— Спасибо за предложение, Анна Сергеевна, и за лестное мнение о моей разговорной речи. Но я обнаружил, что уже слишком долго блуждал в чуждой мне сфере. Летучая рыба может некоторое время продержаться в воздухе, но вскоре должна упасть в воду; позволь мне тоже попасть в свою стихию. Одинцова посмотрела на Базарова.
Горькая улыбка исказила его бледное лицо. «Это любило меня!» — подумала она, и ей стало его жалко, и она с сочувствием протянула ему руку.
— Глава XXVI
— Я уверена, что мы не увидимся в последний раз, — невольно сказала Анна Сергеевна.
— Чего на свете не бывает! Базаров ответил, поклонился и ушел.
— Глава XXVI

27 глава – смерть Базарова

В романе «Отцы и дети» Тургенев показывает образ человека, который является представителем нового поколения, этим человеком является главный герой Евгений Васильевич Базаров. На протяжении всего романа Базаров — нигилист, он отрицает определенные вещи или чувства, например, любовь.

В двадцать седьмой главе Базаров приходит в родительский дом и много работает, он продолжает излучать сильную энергию, и его родители также стараются не раздражать своего сына, они осторожны.

Василий Иванович — отец Евгения, по профессии врач. Люди приходили к нему за помощью, кого-то привезли. Так, однажды к нему привели человека, больного тифом. Спасти его уже было невозможно, бедное тифозное тело ждал только летальный исход.

Енюша (как его называли родители Евгения) давно не занимался медициной и решил самостоятельно вскрыть тело, но по неосторожности порезался, а потом оказалось, что он и вовсе заболел тифом. Бредовый, лежащий в лихорадке, но все еще мыслящий, Евгений понял, что никакая вера, никакой целитель не спасут его.

Базаров по натуре нигилист, но своей смерти и ее неизбежности не отрицал. Василий Иванович до конца скрывал от жены Арины Власьевны, что происходило с их сыном, но все же все понимал, молча закусил губу, плакал, молча выходя из комнаты, где лежал несчастный Енюша.

По просьбе Евгения Одинцова должна была приехать к нему. Анна Сергеевна провела рядом с Базаровым все отведенное ему время перед сном, он совсем не хотел спать, но когда он все-таки заснул, ему не суждено было проснуться.

Иногда бывает трудно признать определенные вещи, особенно если вы этого не ожидаете, и это происходит из-за некоторой глупости. Но Евгений Васильевич Базаров сделал то, чего от него нельзя было ожидать. Обычно человек, который все отрицает, так тихо и без борьбы, смирился с этим за такое короткое время, с которым некоторые не могут смириться годами, зная с самого начала, что всех ждет одна и та же участь.

Сочинение про смерть Базарова

Иван Сергеевич Тургенев преобразил русскую литературу своим романом «Отцы и дети», главным героем которого является Евгений Базаров. Это молодой человек, придерживающийся идеи нигилизма.

Персонаж отрицает общепринятые ценности, такие как: дом, семья, растительный мир. Для него «природа — не храм, а мастерская», в результате Базаров дает объяснения всем явлениям с точки зрения науки.

Евгений глубоко убежден, что химия, физика, математика все упрощают в жизни. Концепции мира строятся с помощью их изучения. Роковая ошибка героя в том, что он не хочет, чтобы в его сердце вошло чудесное чувство: любовь.

Ни поэзии, ни религии, ни области высоких вдохновляющих чувств для него просто не существует, потому что, как считает сам Базаров, все это придумали бездельники. Вера героя заключается в могущественной силе человека, способного подчинить себе все в этом мире.

По персонажу, необходимо отказаться от опыта предыдущих поколений, забыть о популярном образе жизни, устоявшемся образе жизни, чтобы действовать полезным и продуктивным образом.

Несомненно, Базаров — герой со своим особенным внутренним миром, однако, как показывает Тургенев, взгляды Евгения ошибочны, его убеждения ошибочны, они представляют собой неминуемую опасность и угрозу, противоречащую установленным в жизни законам.

Однако, как ни странно, в сердце героя входит внезапное ощущение: любовь, которая полностью переворачивает мир, меняет его взгляд на мир. Чувства к Одинцовой невозможно объяснить с точки зрения науки, медицины, Базаров начинает это осознавать.

Против своей воли, эту странную вещь, которую Эухенио всячески старался не замечать, отрицать. И герой перед ней беспомощен. Любовь дала понять персонажу: все его большие идеи, убеждения — большая ошибка.

он обычный человек, который должен признавать общепринятые ценности. Однако осознание всего этого в корне изменило героя. Базаров понял, что жизнь повернулась на 180 градусов. А что делать дальше, никто ему не дает!

Так или иначе, Евгений решает отправиться к родителям, в доме которых происходит судьбоносное событие. Оказывая помощь больному сыпным тифом, инфекция проникает и в организм Базарова, поэтому он понимает, что скоро покинет этот мир.

Странным оказывается поведение Евгения перед смертью. Вдруг он понимает, что хочет усердно жить каждый день, но, к сожалению, смерть настигает его. На его глазах он понимает, что наука — это все ложь, он не может прийти ему на помощь. «Человек добр к человеку!» Базаров даже обращается к Богу с просьбой.

И в конце концов у героя появляется озарение: жить надо! Как сказал Толстой: «Надо жить, надо любить, надо верить»! Евгений понимает, что любовь к мадам Одинцовой — истинная ценность. Семья, родители — вот что нужно, чтобы быть близким, а не к теории нигилизма.

Таким образом, персонаж убежден, что стране он совершенно не нужен. Герой не хочет покидать этот мир, но это единственное решение, потому что все представления о жизни рухнули. Базаров понимает это и молча уходит…

Смерть Евгения дала понять, что ложные ценности, заблуждения о мире губят человека!

Видеоурок по аргументам и темам по этому направдению

Базаров – испытание смертью

Даже это последнее испытание Базарову придется пройти параллельно со своим противником. Несмотря на успех поединка, Павел Петрович давно умер духовно. Разлука с Фенечкой оборвала последнюю нить, связывающую его к жизни: «Освещенная дневным светом, его красивая исхудавшая голова лежала на белой подушке, как голова мертвого человека… А он был мертвецом». Его противник также умирает.

Удивительно настойчивы в романе упоминания об эпидемии, которая никого не щадит и от которой нет спасения. Узнаем, что мама Фенечки, Арина, «умерла от холеры». Сразу после прибытия Аркадия и Базарова в имение Кирсановых «наступили лучшие дни в году», «погода стояла чудесная». «Верно, холере снова угрожает издалека, — оговаривается автор, — но жители *** .. провинции успели привыкнуть к его визитам».

На этот раз холера «вывела» двух крестьян из Марьино. В опасности оказался и сам помещик: «У Павла Петровича была довольно сильная атака». И снова новость не удивляет, не пугает, не беспокоит Базарова. Единственное, что ему больно, как врачу, — это отказ помочь ему: «Почему ты не послал за ним?».

Даже когда отец хочет рассказать «любопытный эпизод чумы в Бессарабии» — Базаров решительно перебивает старика. Герой ведет себя так, будто холера не представляет опасности только для него. Между тем эпидемии всегда считались не только величайшими земными невзгодами, но и выражением воли Бога.

Любимая басня тургеневского баснописца Крылова начинается словами: «Свирепый бич неба, природы, ужаса: в лесах бушует море». Но Базаров уверен, что строит свою судьбу.

«У каждого человека своя судьба! — размышлял писатель. — Подобно тому, как облака сначала состоят из пара земли, поднимаются из ее глубин, затем отделяются, удаляются от нее и, наконец, приносят им благодать или смерть, так вокруг каждого из нас <…> своего рода стихия, что затем оказывает на нас разрушительное или спасительное воздействие <…>.

В двух словах: каждый делает свою судьбу, и каждый делает это… »Базаров понимал, что он создан для« горькой, суровой, грубой »жизни общественного деятеля, может быть, революционного агитатора.

Он воспринял это как свое призвание: «Я хочу шутить с людьми, даже ругать их, но шутить с ними», «Дайте нам других! мы должны сломать других! »Но как быть сейчас, когда старые идеи справедливо поставлены под сомнение, а наука не ответила на все вопросы? Чему учить, куда звонить?

Базаров попытался найти правду в разговоре с фермером, но ничего не вышло. Слишком снисходительный, благородный, высокомерный нигилист обращается к народу с просьбой «изложить свои взгляды на жизнь».

А мужчина играет с хозяином, выглядя тупым и послушным идиотом. Оказывается, не стоит жертвовать ради этого жизнью. Только в разговоре с другом фермер забирает душу, обсуждая «горохового шута»: «Вы знаете, сударь, вы что понимаете?»

Осталось — работать. Помогает отцу в крохотном имении нескольких крестьянских душ. Можно себе представить, насколько все это может показаться ему мелким и незначительным. Базаров допускает ошибку, пусть даже мелкую и незначительную: он забывает обжечь порез на пальце.

Рана, полученная при рассечении разлагающегося трупа мужчины. «Демократичный до мозга костей», Базаров с дерзостью и самоуверенностью вторгся в жизнь людей <…>, восставших против самого «целителя». Так можно ли сказать, что смерть Базарова была случайной?

«Смерть, как умер Базаров, — это то же самое, что совершить великий подвиг», — говорит Д.И. Писарев. С этим наблюдением можно только согласиться. Гибель Евгения Базарова в постели в окружении родных не менее величественна и символична, чем смерть Рудина на баррикаде.

С полным человеческим самоконтролем, с медицинской точки зрения, герой заявляет: «… У меня плохое дело. Я заражен, и через несколько дней вы меня похороните…» Я должен был убедиться в моем человеческом состоянии уязвимость: «Да, пойди и попробуй отрицать смерть. Она просто отрицает тебя!» «То же самое: я не машу хвостом», — говорит Базаров. Хотя «это никого не волнует», герой не может позволить себе тонуть — до тех пор, пока «он еще не потерял память <…>; он все еще боролся».

Близость смерти для него не означает отказ от заветных идей. Как атеистическое отрицание существования Бога. Когда религиозный Василий Иванович, «преклонив колени», умоляет сына исповедаться и очиститься от своих грехов, он внешне небрежно отвечает: «Все равно никуда не торопиться…».

Он боится обидеть отца прямым отказом и просит только отложить обряд: «В основном они тоже общаются с забывчивыми… Я подожду». «Когда его развязали, — рассказывает Тургенев, — когда святая мирра коснулась его груди, у него открылся один глаз и, казалось, при виде священника <…> кадило, свечи <…> что-то вроде дрожи ужаса мгновенно отразилось на его мертвом лице».

Как это ни парадоксально, но смерть во многом освобождает Базарова, толкает его больше не скрывать своих истинных чувств. Теперь он может просто и спокойно выразить свою любовь к родителям: «Кто там плачет? …Мать? А теперь накормите кого-нибудь своим фантастическим борщом?..» .

Нежно поддразнивая, он просит огорченного Василия Ивановича в этих условиях стать философом. Теперь вы не можете скрыть своей любви к Анне Сергеевне, попросите ее прийти и сделать последний вздох. Получается, что можно привнести в свою жизнь простые человеческие чувства, но при этом не «рассыпаться», а стать духовно сильнее.

Умирающий Базаров произносит романтические слова, в которых выражает истинные чувства: «Дуй в умирающую лампу и дай погаснуть…» Для героя это выражение только любовных переживаний. Но автор видит в этих словах больше.

Базарова, умирающего, ранит мысль о своей никчемности, бесполезности: «Я думал: не умру, где! Есть задача, потому что я гигант! «Я нужен России .. Нет, видимо незачем! .. Нужен сапожник, нужен портной, мясник…».

Любовь Базарова

Анализ эпизода смерти Базарова требует упоминания о том, что при всем презрении к высоким чувствам он, по иронии судьбы, влюбляется. Его любовь необычайно глубока, как показывает объяснение с Анной Сергеевной Одинцовой. Понимая, что он способен на такое чувство, Базаров перестает относиться к нему как к физиологии. Он начинает рассматривать существование любви как возможное. Такая смена взглядов не могла пройти бесследно для Эухенио, жившего идеями нигилизма. Его старая жизнь была разрушена.

Объяснение любви Базарова — не просто слова, это признание собственного поражения. Нигилистические теории Евгения разбиты.

Тургенев считает нецелесообразным заканчивать роман изменением мнения главного героя и решает завершить произведение его смертью.

Последняя встреча

Последняя их встреча произошла, когда Базаров уже находился в предсмертном бреду. Он хотел поздороваться и послал сотрудницу «поклониться» ей:
«Не удивляйтесь, это все же не ерунда. А вы послали гонца к Одинцовой, Анна Сергеевна, есть такая помещица… Знаете?»
— Глава XXVII
Одинцова немедленно приехала в имение Базаровых и взяла с собой немецкого врача, но и он никак не мог помочь пациенту. Базаров еще раз признается в любви Анне и, попрощавшись, засыпает в последний раз. «Ему больше не суждено было проснуться».
«Ну что я могу тебе сказать… Я любил тебя! Раньше это не имело смысла, а сейчас тем более. Любовь — это форма, а моя собственная форма уже распадается. Скорее скажу — какая ты славная! И вот ты такая красивая…»
— Глава XXVII

Сочинение №2

В чем разница между ошибкой и преступлением?

В чем разница между ошибкой и преступлением? Каждый из нас хотя бы раз в жизни совершал ошибку, потому что без ошибок, неправильного выбора, проступков жить довольно сложно. Все люди совершают ошибки, кто-то — чаще, кто-то — реже, но ошибки, в отличие от преступлений, можно исправить, с их помощью можно набраться опыта, чему-то научиться. Преступления, в свою очередь, неисправимы, необратимы и ужасны, совершаются умышленно и представляют опасность для общества.

Перейду к произведению ФМ «Преступление и наказание» Достоевского, главный герой которого совершил преступление. Родион Раскольников — бедный студент, живет в Санкт-Петербурге. В его голове создается целая теория, в которой он делит людей на «имеющих право» и «твари трепещущих». Суть теории в том, что есть люди, которые имеют право совершать преступления во имя великих целей, потому что именно они меняют этот мир. Другая категория людей — это те, кто должен подчиняться. Главный герой хочет проверить, к какой части общества он принадлежит, поэтому он идет на преступление и убивает старый процент, к убийству, к которому он тщательно готовится. Раскольников также убивает свидетельницу своего злодеяния, сестру старухи. Это преступление никак не может быть оправдано. Это нельзя приравнивать к ошибке, так как это стоило жизни двум людям. И, несмотря на то, что главный герой раскаивается в каторге, исправить уже ничего нельзя. В этом разница между преступлением и ошибкой.

Другой пример — из произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Петр Гринев, молодой человек, которого отец послал служить, чтобы повзрослеть и набраться опыта. Местом службы Петра была Белогорская крепость, дорога не перекрывалась. Во время поездки Петр напился и потерял крупную сумму денег. Позже он осознал свою ошибку, его отношение к жизни изменилось. Пример другой ошибки — доверие Гринева к коллеге, которого он встретил в крепости. Поначалу Алексей казался ему вполне хорошим человеком, но позже Швабрин стал подшучивать над Гриневым, устроил дуэль, потому что хотел убрать его с пути покорения Маши. Таким образом, главный герой ошибся, причем не одну. Но они не привели к критическим последствиям. Петр смог извлечь у них жизненные уроки и измениться.

Так в чем разница между ошибкой и преступлением? Преступление — это совершенное умышленно плохое действие, которое влечет за собой серьезные последствия, наносящие вред людям и самому преступнику. Ошибки — это проступки, небольшие ошибки, которые вы можете попытаться исправить, вы можете извлечь уроки из жизненного опыта.

Пребывание Базарова в Никольском

Через три дня друзья едут в его имение Никольское. В этот день Базаров должен был навестить родителей, но решает, что «они подождут, какое значение»:
«Через три дня оба друга ехали по дороге в Никольское. День был ясный и не жаркий, и сытые ямские кони дружно бежали, слегка махая скрученными и закрученными хвостами. Аркадий посмотрел на улицу и улыбнулся, не зная почему.»
— Глава XV
Базаров и Аркадий остались с Одинцовой и ее младшей сестрой Катей более двух недель. За это время они оба полюбили хозяйку, но Анна Сергеевна проявила интерес только к Базарову:
«Он ударил мадам Одинцову; он занимал это место, она много думала о нем. В его отсутствие ей не было скучно, она не ждала его, но его появление сразу оживило ее; она с радостью оставалась с ним наедине и с удовольствием разговаривала с ним, даже когда он раздражал ее или оскорблял его вкус, свои добрые привычки. Казалось, она хотела испытать его и узнать себя.»
— Глава XVII
Он считает Аркадия слишком молодым и «незначительным», о чем позже расскажет Базарову. Анна Сергеевна много разговаривала с Базаровым, гуляла с ним в саду. Аркадий, увидев его обаяние к другу, немного завидовал и от «уныния» больше времени проводил с Катей:
«Аркадию было хорошо с Катей, Одинцова — с Базаровым, и поэтому обычно происходило так: обе пары, проведя некоторое время вместе, расходились каждая в своем направлении, особенно во время прогулок.»
— Глава XVII
Подробнее о любви Аркадия к Анне и Кате
Однако, несмотря на схожесть взглядов, Базаров и Одинцова отнюдь не были похожи по характеру. Анна Сергеевна ведет размеренный образ жизни, и все в ее доме происходит по расписанию, от чего Базарову становится скучно:
«… Базарову не нравилась эта размеренная, несколько торжественная правильность быта; «Пока катишься по рельсам»…»
— Глава XVII
Анна очень любит Базарова и, узнав о скором уходе от родителей, даже «заболела в сердце»:
«Однажды, гуляя с ней в саду, он вдруг угрюмо сказал, что собирается скоро уехать в деревню, к своему отцу .. это значило.»
— Глава XVII

Сочинение №5

Безразличие можно назвать преступлением

Безразличие — это равнодушие и холодность по отношению к другим. Невнимательность в обществе становится большой трагедией. Я считаю, что безразличие можно назвать преступлением. В конце концов, люди не пытаются помочь друг другу, часто даже не замечая, что происходит вокруг них. Безразличие приводит к тому, что человек даже не думает о помощи ближнему. Чтобы доказать свою точку зрения, я приведу примеры из опыта чтения.

Рассказ Андрея Платоновича Платонова «Юшка» — яркий пример того, насколько жестоким может быть человеческое равнодушие. Главного героя, Ефима по прозвищу Юшка, преследуют со всех сторон, мальчики кидают в него камни и издеваются над ним, а взрослые его совсем не замечают. С каждым годом несчастный Юшка становится все слабее и слабее от потребления. Летом, возвращаясь с работы, он встречает прохожего, который начинает над ним подшучивать. Впервые Юшка отвечает прохожему, что он такой же важный, как и он сам. Прохожий прижимает Юшку к груди, падает и умирает. Этот пример показывает, как бесчувственность горожан убила многострадального человека.

Перейдем к произведению Николая Васильевича Гоголя «Шинель». В повести автор изобразил общество, которому наплевать на «человечка» Акакия Акакиевича Башмачкина. Когда у Башмачкина украдут дорогое пальто, никто не захочет помочь ему в поисках. Даже авторитетный человек отказывается ему помогать. Герой понимает, что остался без пальто, на которое так долго копил. Люди фактически оставляют человека без верхней одежды умирать суровой зимой. Поэтому равнодушие окружающих становится главной причиной смерти Акакия Башмачкина.

В заключение хочу еще раз подчеркнуть, что безразличие чревато большой угрозой для человечества. Необходимо оставаться равнодушным к чужим проблемам. Надеюсь, что окружающие станут внимательнее и восприимчивее к своим собратьям.

Сила и слабость базаровского нигилизма

Главный герой произведения «Отцы и дети» — Евгений Базаров. Он называет себя нигилистом. Нигилизм — это вера, основанная на отказе от прошлого опыта человечества, на разрушении обычаев и норм общества.

Светлая сторона этой теории — отрицание самодержавия и крепостничества. Базаров осуждает старца Кирсанова за то, что он ничего не создает. Налицо паразитизм высших классов.

Базаров осуждает искусство зарабатывания денег. Он не стремится к личному обогащению, но хочет бесплатно работать на науку. Эта любовь к работе связана с его теорией. Его нигилизм направлен на утверждение материалистических взглядов и развитие науки. Стремление последователей этой теории ничего не принимать как должное, все анализировать, добиваться знаний разумом и трудом весьма похвально и заслуживает только одобрения.

Мощный аспект его теории — борьба с невежеством. Испытайте запугивание со стороны людей. Базаров — демократ. Он утверждает, что у людей есть права. Пробуждение мировоззрения низших классов является частью его повестки дня.

Взгляды героя на искусство, любовь, природу слабы. Он их не ценит. Евгений распространяет мнение об отношении потребителя к природе.

Нигилист издевается над Пушкиным. Он критически относится к стихам, которые не читает. Базаров считает, что внимания заслуживают только те книги, которые имеют практическое значение. Евгений утверждает, что химик всегда лучше писателя.

Такое отношение к красоте говорит об отсутствии культуры. Нигилисты не соблюдают правил поведения. Поэтому Евгений хамит.

Вульгарный материализм сводит все к ощущениям. Есть люди, которым нравится быть хорошими, другим нравится их безнравственность. Взгляды главного героя находят отражение и в его научной деятельности. Он считает, что все люди одинаковые. Этим Евгений отвергает ментальные особенности личности.

Главный герой бессовестен для представительниц прекрасного пола. Женя отрицает брак, семью и семейные чувства. Он не навещал отца и мать 3 года. Он не хочет иметь семью и детей.

Базаровский нигилизм — явление неоднозначное. С одной стороны, герой стремится к прогрессу, осуждает бедность, невежество людей, ничтожество высших слоев общества. Но слабость его взглядов в том, что у него нет позитивной программы действий. Евгений — разрушитель, ничего не предлагающий взамен уничтоженного.

Смерть Базарова — случайность?

Итак, в финале романа главное событие — смерть Базарова. Анализ эпизода требует вспомнить причину, по которой, согласно тексту произведения, главный герой умирает.

Его жизнь становится невозможной из-за досадного несчастного случая — небольшого пореза, который получил Базаров, вскрывая тело умершего от тифа крестьянина. По иронии судьбы, он, врач, занимающийся полезным делом, ничего не может сделать, чтобы спасти свою жизнь. Осознание того, что он умирает, дало главному герою время оценить свои достижения. Базаров, сознавая неизбежность своей смерти, спокоен и силен, хотя, очевидно, будучи молодым и энергичным человеком, сожалеет о том, что ему осталось жить так мало.

Нигилизм Базарова и смерть героя

В произведении И.С. Тургенева «Отцы и дети» появляется «новый тип» людей, полностью отрицающий общепринятые моральные и культурные ценности общества. Идеология главного героя противоречива. Базаров ненавидит дворянство из-за их зажиточности и лени, отрицательно отзывается о крепостном праве, что раскрывает его положительные стороны, но яростное противостояние любви показывает слабость человека, потому что практическая теория «ломается».

Молодой нигилист считает, что авторитарная система glebe, которая изжила себя, не поможет блестящему развитию страны в будущем, поэтому инновации, которые внесут потомки, важны для трансформации. Паразитизм правящего класса проявляется в том, что они ничего не делают для обогащения ума, они создают идеи, которые помогают улучшить ситуацию в России: «Почини общество, и болезней не будет».

К тому же Базаров — защитник простых людей, замученных невежеством и раболепным отношением со стороны аристократов, думающих только о благополучии и материальных выгодах. Одна из его задач — проповедовать крестьянам мировоззрение, при котором они имеют право не зависеть от хозяев. То есть, чтобы разрушить рабское сознание людей, которые привыкли автоматически подчиняться высокопоставленным чиновникам.

Надо сказать, что упорный труд главного героя поражает, ведь он любит изучать естественные науки, исследовать окружающий мир и открывать неизученные темы. Он работает бесплатно, потому что ему не нужны материальные блага ‚потому что он ненавидит искусство зарабатывать деньги. Критический склад ума борца за справедливость и доверие к суждениям доказывают, что Базаров — образованный человек, знающий много информации.

Идеология мужчины имеет ряд слабых мест, поскольку он не может противостоять любви. Страстные чувства, которые возникают в его нежном сердце к Одинцовой, буквально выходят наружу. Базаров грубостью пытается скрыть свою глубокую симпатию, но терпит поражение: «Посмотрим, к какой категории млекопитающих относится этот человек». Нигилистические взгляды мужчины не могут отрицать вечные ценности, поэтому судьба посылает доказательства любви.

Отношение потребителя к природе раскрывает интеллектуала как человека, который не видит красоты, ему незнакомо чтение художественной литературы, поэтому он культурно не просвещен. Он лишен широты кругозора, потому что развивается в одностороннем порядке, погружаясь только в науку, объясняющую все явления жизни. Отказ от природы, искусства и поэзии ограничивает разнообразие красоты, поэтому она живет только теориями, где нет места повседневным эмоциям.

Нигилизм Базарова одновременно показывает его как уверенного борца за суждения в области познания, но когда речь идет о неконтролируемых чувствах, главный герой беспомощен, а значит мертв.

Почему Тургенев «убил» Базарова

Во второй половине XIX века в России возникло новое явление — «нигилизм». Его последователи, нигилисты, не принимали всего, что не приносит человеку конкретной пользы: искусства, поэзии, сантиментов.

Они считали, что самое главное в жизни — это ум. В романе «Отцы и дети» Тургенев пытается понять суть философии и учения нигилизма, выводит свое отношение к этому явлению.

Главный герой романа — Евгений Базаров. Он вырос в семье врачей и стал продолжателем своих традиций. Он считает, что наука — это основная часть его жизни. Базаров умен, немного циничен, но, конечно, в душе он добрый человек, старающийся помочь людям.

Его жизненная позиция основана на отрицании всех духовных аспектов, он не признает религию, живопись, литературу и другие виды искусства. Он не приемлет Базарова и любви, рассматривая это только с точки зрения физиологии.

Базаров — нигилист, но не такой, как Ситников и Кукшина, для которых нигилизм — лишь маска, под которой может скрываться внутренняя непоследовательность и пустота. Евгений верит в свое учение, горячо придерживается своих взглядов. Основная цель — служить на благо людей, приносить конкретную пользу.

Конечно, читая роман, можно увидеть, что герой относится к окружающим с явной долей снисходительности. Считайте недопустимыми такие понятия, как дружба, привязанность, симпатия, взаимопомощь.

Но его взгляды обречены на провал. Он влюбился, и его чувства были для него неприемлемы. Мировоззрение Базарова, дышавшее его нигилизмом, начало манить. Он начал понимать, что любовь, чувства — очень важные составляющие жизни.

Конечно, Тургенев мог показать в романе, как сильный человек постепенно откажется от своих убеждений, но он этого не сделал. Эпизод со смертью Базарова, наверное, самый важный в романе.

Если раньше читатель видел холодного и циничного человека, то теперь на его место пришел другой человек, любящий жизнь, понимающий, что семья и любовь — важная основа существования людей.

Почему Тургенев убил своего персонажа? Этим он показал свое отношение к негилизму, всю его хрупкость и актуальность. В конце концов, нельзя лишать людей духовных аспектов, которые взращивают и развивают в человеке лучшие качества: взаимопомощь, сострадание, любовь.

Источники

  • https://litfest.ru/writings/smert-bazarova.html
  • https://TheOcrat.ru/otnoshenija-bazarova-i-odincovoj-v-romane-otcy-i-deti.html
  • https://ctege.info/napravlenie-prestuplenie-i-nakazanie-vechnaya-tema/primeryi-sochineniy-po-napravleniyu-prestuplenie-i-nakazanie-vechnaya-tema.html
  • https://jiyuu.su/sochineniya/smysl-finala-otcy-i-deti.html
  • https://4ege.ru/sochinenie/62754-primery-itogovyh-sochinenij.html

Оцените статью
Блог про "Евгения Онегина"