- Образ Пушкина в романе
- Сравнение автора и Онегина
- Поэт о главном герое
- Поэт о Ленском
- Экранизации
- Образ жизни Евгения Онегина в Петербурге
- Действующие лица
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6
- Глава 7
- Глава 8
- Цитатная характеристика
- Портрет
- Внешность
- Черты характера и поступки
- Воспитание
- Балы в романе
- Характеристика Онегина другими героями
- Татьяна
Образ Пушкина в романе
На протяжении всего рассказа читатели вспоминают радости и горести своей жизни, открыто сопереживают героям романа. Яркие образы его представителей находят ответ в душах современников разных времен.
— Кто он — главный герой?
— Что так объединяет автора и Онегина, что их образы в этом произведении оказались смешанными?
При этом вопрос особенно живой: как поэту удалось так тонко и трогательно передать сюжет произведения? В чем причина полного погружения в созданные им образы? Ответ однозначен: сам автор противостоял Онегину, оставаясь при этом вне сюжета. Сравнение «Евгения Онегина» с автором позволяет оценить глубину романа, выделив его особым смыслом написания.
Вы можете почувствовать его присутствие в каждой сцене, которую вы переживаете. Пушкин комментирует текущие события, развитие отношений между персонажами. Очевидно, погружаясь в события Евгения, автор воображает себя на его месте. Незаметно для изложения, но кратко и понятно для читателей поэт перевоплотился в образе Онегина, его жизнь пошла стремительно.
Сравнение автора и Онегина
Главный герой думает, чувствует, мечтает, переживает все те моменты, которые могут коснуться души самого Пушкина. Схождение их образов неслучайно:
— дворянский класс;
— знание французского языка;
— очарование Байрона и Матурина — все это относится к самому Пушкину.
С кем Пушкин сравнивает юного Евгения? Личные сравнения их взглядов на жизнь, отношения к обществу красной нитью проходят на протяжении всего произведения. Читатель понимает, что сюжет романа будет о самом авторе.
В произведении очень четко прослеживаются существенные различия их характеров. Веселые, с активной жизненной позицией, умением видеть красоту человеческой души, равнодушные и Пушкинские, с непривычной для возраста молодого человека Онегин апатией к жизни, они противостоят друг другу. Наряду с этим герои неразрывно проходят роман, и у каждого есть возможность проявить себя в роли главного героя.
Автор ведет рассказ, описывая отличия своего персонажа от юноши и рассказывая о том, что их объединяет. Пушкин делится с читателем, что устал от светских вечеринок. Скучающие балы и блеск коридоров не нравятся юному поэту. Подобное отношение к внешнему виду имеет и Евгений Онегин.
В начале сюжета автор описывает их знакомство с Евгением в подростковом возрасте, их дружбу, сложившуюся благодаря похожим персонажам. Почему Пушкин очень уважает главного героя? Она видит в нем целостный образ, принимает его действия и суждения, при этом пытается охарактеризовать его объективно, с точки зрения его отношения к жизни.
Поэт о главном герое
Поэт с уважением говорит о неподражаемой странности молодого человека, очарованного внутренней холодностью своих чувств. Желание наполнить свою жизнь духовным содержанием не сбылось. Это повергло нашего героя в пустоту и отрешенность от светского общения.
В этом состоянии красавец Евгений кажется странным в своем презрении к традициям и манерам своих соседей. По сравнению с светскими людьми ее отличие от других очаровывает Татьяну, которой она тоже кажется странной, но достойной восхищения и любви. Аналогичную оценку Онегину дает Ленский, осуждая его за отсутствие святости в дружбе.
При всем таком разном отношении общества к главному герою Пушкин выражает свое отношение к нему. Каково мнение автора? Пушкин не критикует Онегина, понимая, что именно светское общество сформировало в нем такую холодность и отрицание. Поэт верит в пробуждение чувств и интереса к жизни, наполнение ее смыслом. Евгений еще слишком молод и есть возможность возродить его интерес к жизни.
С кем Пушкин сравнивает Евгения Онегина? Он проводит серию значимых сравнений своего героя через стиль одежды лондонского денди, своего друга Чаадаева, который сияет безупречным модным взглядом. Автор сравнивает красивую внешность Евгения с красотой богини Венеры.
Поэт о Ленском
В романе нам открывается еще один главный герой, наделенный большим вниманием Пушкина. Молодой поэт, романтик Ленский был другом Онегина. Их герои были полностью противоположными, но, несмотря на это, Ленский дорожил своей дружбой с Евгением. Пушкин с сочувствием и уважением рассказывает историю молодого человека, любящего жизнь, одаренного умением тонко ее чувствовать, радоваться и экспериментировать с присущим его натуре пылким рвением.
Пушкин сожалеет о душевных ранах, нанесенных поэту Евгению. Он осуждает эгоизм и высокомерие Онегина. Дуэль двух друзей стала трагическим концом отношений. Это главный недостаток Евгения. Он принял вызов на дуэль, опасаясь публичного осуждения. Закрыв себя от дружеских чувств, герой романа не устоял перед пристрастием к общественному мнению.
Пушкин осуждает его, рассказывает читателю о своем неприятии такой позиции. Основные человеческие качества — любовь, дружба, способность жертвовать — должны превосходить социальные предрассудки.
Экранизации
Евгений Онегин (СССР, 1911, немой фильм); Евгений Онегин (Россия, 1915); Евгений Онегин (СССР, 1958; экранизация произведения); Онегин (США, Великобритания, 1999 г.); «Евгенио Онегин. Между прошлым и будущим» (Россия, 2009, документальный).
Образ жизни Евгения Онегина в Петербурге
О том, как жил герой романа в северной столице, читатель узнает буквально из первых строф. Пушкин подробно рассказывает о воспитании и воспитании Онегина, а также о том, как был устроен его день.
Иногда он все еще был в постели:
Они приносят ему записки.
Какие? Приглашения? Действительно,
Три дома на вечер звонят…
Онегин ведет образ жизни человека, свободного от гражданской и военной службы, которую могли себе позволить единицы молодежи. В романе не говорится, в какое время начинается его день, но есть признаки того, что герой проснулся не слишком рано.
Поздний подъем был особой привилегией аристократического общества. День «людей света» иногда начинался вечером и заканчивался с первыми лучами солнца. Отчасти этим можно объяснить странность одной из возлюбленных Пушкина, княгини Голицыной, хозяйки знаменитого петербургского салона, которую она получила только в десять часов вечера. Онегин менее искушен в модных привычках и встает с постели в обеденное время. Юрий Лотман пишет, что ежедневная прогулка столичных модников приходилась на два-три часа дня, в пушкинском тексте читаем:
В утреннем платье
Носите большой боливар
Онегин идет на бульвар
Адмиралтейский бульвар был излюбленным местом вечеринок в 10-20-х годах 19 века — видимо, именно сюда идет «наш Евгений». Такую же традицию такой прогулки заложил император Александр I, всегда шедший определенной дорогой: «В час дня он вышел из Зимнего дворца, пошел по набережной дворца, у Прачешного моста свернул. Фонтанка для Понта Аничковского. <…> Затем правитель вернулся на свой пост на Невском проспекте. Прогулка повторялась каждый день и называлась le tour impérial («царский круг»). В любую погоду император шел в сюртук…»
Следующее, что мы узнаем о дне Онегина, это то, что он ужинает в определенное время:
И там он ходит под открытым небом,
Пока бодрствует Брегет
Ужин ему не позвонит.
Героя почти не заботило соблюдение режима. Причина такой скрупулезности в другом. Молодые холостяки пушкинской эпохи редко держали собственных поваров и поэтому ходили обедать в рестораны. В то время в Петербурге было не так много ресторанов, где можно было хорошо поесть; в Москве как ни странно ели лучше. Это означало, что петербургские трактиры были в дефиците и в одном помещении собиралась богатая толпа. Затем мод «Онегин» отправляется в ресторан «Талона» на Невском, который в то время был главным местом встреч светских модников. Пушкин представляет своего героя Петра Каверина, прославившегося, в том числе, знаменитым каруселем и зверем, то есть дуэлянтом.
Появление в таком месте в определенное время означало, что гость был готов придерживаться правил поведения, продиктованных местным обществом:
Вошли: и пробка в потолке,
Вина кометы выпустила ток;
Перед ним проклятый ростбиф,
И трюфели, роскошь юных лет,
Французская кухня — лучший колорит…
Театр или балет, который продолжается в дни Евгения, также является неотъемлемой частью светской жизни начала 19 века. Это не только и даже не столько «храм искусства», сколько клуб, где можно убить время, встретиться с друзьями и завязать роман.
Танец стал изюминкой вечера. Интересно, что Онегин едет туда «в карете». Лотман пишет, что аренда экипажа была намного дешевле, чем самостоятельный отъезд, и герой делает это с экономической точки зрения. Однако есть и другая версия. Актер МХАТ Леонид Леонидов процитировал своего старшего современника Алексея Стаховича, тонкого ценителя светского этикета: «Мы совершали отличные поездки, но кататься« на ваньке »считалось шикарным»!»
Воспоминания Стаховича относились ко второй половине XIX века, но, по мнению актера, эта странная диковинка, видимо, могла появиться в первой половине века, и Пушкин воспринял ее как последнюю новинку.
Что касается самого бала, то для петербуржцев такие праздники были не редкостью и проводились неоднократно. Частью доказательства этого утверждения может быть воспоминание Анны Тютчевой об императрице Александре Федоровне: «Для императрицы мир фантазий, окруженный ее обожанием всемогущего мужа, мир великолепных дворцов, роскошных садов, веселых вилл, мир зрелищ и заколдованные танцы заполнили весь горизонт…»
Онегин принадлежал к этому поколению, и в начале романа он погрузился в эту роскошь.
Действующие лица
- Евгений Онегин — молодой человек 24 лет, дворянин.
- Татьяна Ларина — романтичная девушка, впоследствии светский человек и верная жена.
- Ольга Ларина, ее сестра, симпатичная, но пустая девушка. На год младше Татьяны.
- Владимир Ленский — молодой романтик и поэт, влюбленный в Ольгу Ларину.
- Няня Татьяны — верный друг девушки.
- Зарецкий — второй в поединке Онегина и Ленского.
- Муж Татьяны Лариной — «важный генерал».
- Автор — лирический герой (сам Пушкин), комментирующий все происходящее или отвлекающий его.
- Дмитрий и Прасковья Ларины — родители Татьяны и Ольги.
- Княгиня Алина — двоюродная сестра Прасковьи Ларина, проживающая в Москве.
- Провинциальные хозяева.
Глава 1
Молодой дворянин Евгений Онегин едет из Петербурга в деревню к больному дяде.
В первой главе автор иронично описывает главного героя. Эухенио умел говорить обо всем, ни в чем не заходя слишком далеко, умел молчать и шутить на месте, одевался по моде и пользовался успехом у женщин. Типичный день для Евгения таков: позднее пробуждение, прогулка, ресторан, театр, танцы — и возвращение домой утром. В то же время Евгению надоело светское общество. Молодой человек хотел посвятить себя литературе, но «тяжелая работа ему вредна».
Автор-рассказчик сообщает, что в то время он встретил Евгения и планировал с ним поездку, но потом отец Евгения умер, оставив только долги. Тот же дядя, который «тяжело заболел», планировал завещать Эухенио. И, добравшись до деревни, молодой человек узнает, что его дядя мертв, и получил в свое распоряжение все состояние своего дяди.
Глава 2
Евгений решает жить в деревне. Крестьянам облегчает жизнь, заменяя барщину на лёгкую ренту и совсем не общается с соседями. Но тут в село приезжает молодой Владимир Ленский, романтик и поэт. Евгений и Владимир подружились, несмотря на полную противоположность («Волна и камень, / Стихи и проза, лед и огонь / Не так уж и отличаются друг от друга»).
Ленский — парень Ольги Лариной. Рассказчик описывает Ольгу (милую, но приземленную) и ее старшую сестру Татьяну (не такую красивую, застенчивую, «в своей семье / Девушка выглядела чужой»).
Глава 3
Владимир Ленский часто бывает в гостях у Лариных, и Евгений тоже проявляет интерес к этой семье. Татьяна привлекает внимание Евгения. Семья Лариных всерьез надеется, что старшей дочери найден супруг.
Татьяна влюбляется в Евгения. Она берет пример с героинь любимых романов: пишет письмо, в котором признается в любви, и передает его Эудженио с няней.
Татьяна два дня ждала ответа, а Евгений не появляется. Увидев приближение Онегина, Татьяна пугается и прячется в саду.
Глава 4
Онегина тронуло письмо Татьяны. Он понимает, что девушка в своем признании была искренней и мужественной. Он не может ее обмануть.
Онегин объясняет с Татьяной: он говорит, что любит ее как брата; что девушка встретит еще одну любовь; делает наблюдение: «Научитесь управлять собой; / Не все поймут, что ты нравишься мне; / Неопытность приносит неприятности».
Приближается осень. Ленский приглашает Онегина на именины Татьяны. Владимир счастлив: через две недели после именин женится на Ольге.
Глава 5
в деревне зима. В канун Рождества Татьяна по обычаю чудеса: прячет зеркало под подушку и ложится спать, чтобы увидеть вещий сон. Снится переходить ручей по шаткой дорожке.
Девушка напугана. Вдруг из сугроба вылезает медведь, дает ей лапу, и Татьяна опирается на медведя. Зверь берет девушку и отводит в хижину. В хижине полно монстров. Онегин среди них. Монстры нападают на Татьяну, Евгений защищает ее. Входят Ленский и Ольга, и Евгений убивает Ленского. Татьяна в ужасе просыпается.
День рождения Татьяны. Онегин и Ленский — гости. Татьяна крайне смущена, что раздражает Евгения. В отместку он все время приглашает Ольгу танцевать. Ленский в гневе уходит.
Глава 6
Онегин возвращается домой, и на следующее утро его сосед Зарецкий приносит Евгению записку Ленского, в которой Владимир вызывает Онегина на дуэль. Евгений сожалеет о своем поведении, но не может отказаться от дуэли.
Ленский навещает Ольгу перед дуэлью. Девушка ведет себя так, как будто ничего не случилось. Дома Ленский проверяет дуэльные пистолеты, читает Шиллера, а уходит и всю ночь пишет любовные стихи.
Дуэль. Первым приезжает Ленский, опаздывает Онегин. Они соглашаются стрелять одновременно, но Юджин сначала нажимает на курок. Ленский убит.
Автор-рассказчик рассуждает о том, как сложилась бы жизнь Ленского, если бы не его безвременная кончина: возможно, он стал бы известным человеком — или просто счастливым мужем.
Глава 7
Ольга быстро оправилась от шока и вышла замуж за копейщика. Евгений уехал за границу, чтобы не беспокоить публику после дуэли. Татьяна, случайно зайдя в дом Онегина, читает свои книги и начинает понимать, что за человек ее возлюбленный.
Мать хочет организовать судьбу Татьяны, поэтому он везет ее в Москву на «ярмарку невест».
Автор-рассказчик описывает плохие дороги и завораживающие пейзажи.
В Москве бесконечные танцы, и Татьяне скучно. Она хочет вернуться в деревню, но тут девушка привлекает внимание генерала.
Глава 8
Евгений возвращается в Санкт-Петербург. На одном из светских мероприятий он встречает красивую даму в сопровождении генерала. Это Татьяна. Замужем за князем, давним знакомым Онегина. Евгений начинает навещать князя. Нет сомнений: он влюблен!
Сейчас Евгений пишет Татьяне письмо, объясняя ее чувства. Но ответа нет. Не выдержав, Онегин без приглашения приходит в дом генерала. Он видит, что Татьяна плачет над своими письмами. Евгений падает к ее ногам, но Татьяна упрекает Онегина в том, что ее любовь стала возможной только благодаря ее успеху в мире. Евгению не нравилась простая девушка.
Татьяна признается, что любит Евгения, но мужа не предаст: «А меня отдала другому; / Я буду ему верен вечно ». Эухенио в шоке. И тут входит муж Татьяны.
Пушкин очень неожиданно заканчивает свой роман: «И вот мой герой, / В злую для него минуту, / Читатель, теперь мы уйдем, / Надолго .. навсегда».
Цитатная характеристика
Описание Евгения Онегина с цитатами раскроет его образ, продемонстрирует не только его внешность, но и черты характера, особенности поведения, отношение к жизни.
Портрет
Художественный портрет Онегина основан на том, что он богатый и знатный дворянин. К тому же Онегин — единственный наследник всех своих родственников.
«Наследник всех его родственников…»
Источник: глава первая, стих 2
Родина Онегина — Санкт-Петербург.
«Онегин, мой добрый друг,
Родился на берегу Невы…»
Источник: глава первая, стих 2
Характеристика портрета Евгения основана на том, что он столичный распутник, легкомысленная игра жизни.
«. молодой распутник…»
Источник: глава первая, стих 2
Отец Онегина занимал высокий пост на госслужбе. Будучи большим гуляком, после смерти он оставил сыну много долгов.
«Служить превосходно и благородно,
Его отец жил в долгу,
Он давал три мяча в год
И в конце концов он прыгнул…»
Источник: глава первая, стих 3
После смерти отца Евгений не стал заводить судебные тяжбы и раздавать долги отца без судебного разбирательства после получения наследства. Но даже после этого он оставался богатым человеком.
«Его отец умер тогда.
До встречи Онегина
Жадный полк кредиторов.
У каждого свой ум и смысл:
Евгений, ненавидящий споры,
Доволен своей судьбой,
Я дал им наследство,
Не вижу большой потери…»
Источник: глава первая, стих 51
После смерти дяди Эухенио, будучи единственным наследником, сильно приумножил свое состояние.
«Вот наш Онегин — сельчанин,
Заводы, воды, леса, земли
Владелец полный…»
Источник: глава первая, стих 53
Внешность
В юности, едва уйдя из мира, Евгений тщательно следит за своей внешностью. Он неизменно выбирает самую модную, самую элегантную одежду.
«По последней моде,
Как одет денди Лондон…»
Источник: глава первая, стих 4
«. мой Эухенио,
Боязнь ревнивых суждений
В его одежде был педант
И то, что мы называли денди.
У него минимум три часа
Я прошел перед зеркалами
И он вышел из ванной
Как Венера ветреная
Когда в мужском костюме
Богиня идет на маскарад».
Источник: глава первая, стих 25
Молодой Онегин — избалованная модница, в арсенале которой множество всевозможных средств ухода и красоты.
«… Для роскоши, для модного счастья, —
Все украсили студию
Философ в восемнадцать»
Источник: глава первая, стих 23
«Граненый хрустальный парфюм;
Расчески, стальные пилки для ногтей,
Прямые изогнутые ножницы
И тридцать видов кистей
И для ногтей, и для зубов».
Источник: глава первая, стих 24
Черты характера и поступки
Онегин имеет репутацию умного человека, способного поддержать любую тему в разговоре или легко развлечь женщин остроумной эпиграммой.
«Онегин был в глазах многих
(Решительные и суровые судьи)
Маленький ученый, но педантичный:
У него был счастливый талант
Без принуждения в разговоре
Слегка коснись всего
Культурным воздухом знатока
Молчать в важном споре
И будоражить улыбкой дам
Под огнем неожиданных эпиграмм».
Источник: глава первая, стих 5
Обладая живым умом и большим умением, Онегин в юности направил свои усилия не на изучение наук, а на то, что его больше всего интересовало: покорение женских сердец.
«Но в том, что было настоящим гением,
Что он знал больше всех наук,
Что было ему измладо
И труд, и мучения, и радость,
Тот, который длился целый день
Его пронзительная лень, —
Была наука нежной страсти…»
Источник: глава первая, стих 8
Онегин быстро превратился в искусного ловеласа, способного разбивать девичьи сердца. Благодаря индивидуальному подходу к каждой красавице она неизменно выигрывает.
«Как скоро он мог лицемером,
Скрыть надежду, ревновать
Разубеждать, притворяться,
Чтобы выглядеть мрачно, томиться,
Будь горд и послушен
Остерегайтесь равнодушных!
Как он лениво молчал,
Как пылко красноречиво
Какая небрежность в проникновенных письмах!
Дышащий, любящий,
Как он мог забыть себя!
Насколько быстрым и добрым был ее взгляд,
Застенчивая и дерзкая, а иногда
Она послушно засияла слезой!»
Источник: глава первая, стих 9
Онегин — коварный и лицемерный соблазнитель, который использовал все методы, даже самые аморальные, для достижения цели.
«Как скоро это могло беспокоить
Обратите внимание на совиные сердечки!
Когда я хотел уничтожить
Его соперники,
С каким сарказмом он говорил!
Какие сети он для них приготовил!..»
Источник: глава первая, стих 12
Благодаря своей способности сиять на свету, Онегин пользуется большой популярностью у столичной аристократии.
«Он был в постели:
Они приносят ему записки.
Какие? Приглашения? Действительно,
Три дома просят вечера…»
Источник: глава первая, стих 15
Онегин — большой поклонник театра, но его любовь к искусству поверхностна.
«Театр — злой законодатель,
Непостоянный поклонник
Очаровательные актрисы
Почетный гражданин Флигеля,
Онегин в театр прилетел…»
Источник: глава первая, стих 17
Жизнь Евгения похожа на красочный калейдоскоп, в котором непрерывно чередуются всевозможные удовольствия.
«Но, устав от шума мяча
И превращая утро в полночь,
Он мирно спит в тени блаженного
Веселая и роскошная малышка.
Он просыпается в полдень и снова
До утра жизнь его готова,
Однообразно и разнообразно.
А завтра такой же, как вчера…»
Источник: глава первая, стих 36
Яркая и насыщенная жизнь быстро раздражает Евгения, а уже минувшие радости перестают его волновать. Вчерашние веселые грабли отданы на откуп блюзу.
«Нет: первые чувства в нем поутихли;
Ему наскучил шум света;
Красавицы были недолго
Объект его обычных мыслей;
Сумел утомить предательство;
Друзья и дружба устали
Тогда, что я не всегда мог
Стейки из говядины и Страсбургский пирог
Налить в бутылку шампанского
И посыпать резкими словами
Когда болит голова;
И хотя он был ярым распутником,
Но в конце концов он разлюбил
И он ругает, и сабли, и направляет».
Источник: глава первая, стих 37
Вкратце: русский блюз
Постепенно он овладел им;
Он застрелился, слава богу
Я не хотел пробовать
Но он полностью потерял интерес к жизни».
Источник: глава первая, стих 38
Онегин проводит свои молодые и лучшие годы в пустом безделье.
«Это именно то, что думал мой Юджин.
Он в ранней юности
он был жертвой жестоких заблуждений
И безудержные страсти…
… Вот так он восемь лет убил,
Теряя в жизни лучший цвет».
Источник: глава четвертая, стих 9
Евгений Онегин — умный, уравновешенный, холодный, несколько странный человек. Для него характерна язвительность, язвительность по отношению к другим людям.
«Неповторимая странность
И острый и холодный ум»
Источник: глава первая, стих 45
«И все в один голос так решили,
Кто самый опасный чудак».
Источник: глава вторая, стих 4
«Во-первых, язык Онегина
Это меня сбило с толку; но я привык к этому
На его язвительный аргумент,
И в шутку с желчью пополам,
И злость мрачных эпиграмм».
Источник: глава первая, стих 46
«Всегда хмурый, молчаливый,
Злой и ревнивый!
Вот кто я…»
Источник: глава четвертая, стих 15
Онегин — купец-лицемер, который ради большого наследства готов терпеть капризы умирающего. Услышав о тяжелом заболевании дяди, она бросается к нему только для того, чтобы без проблем вступить в наследство.
«Поскакал сломя голову по почте
И заранее зевнул,
Готовься из соображений денег,
О вздохах, скуке и обмане…»
Источник: глава первая, стих 52
Онегин мечтает избавиться от хандры в деревне, но и там остается в полной власти.
«Тогда он ясно увидел,
Такая же скука в деревне
Хотя нет ни улиц, ни зданий,
Ни карточек, ни шаров, ни стихов.
Блюз ждал его на страже,
И она побежала за ним,
Как тень или верная жена».
Источник: глава первая, стих 54
В селе Онегин живет отшельник, то есть отшельник.
«Онегин жил отшельником:
В семь он летом встал
И он погас
К реке, которая течет под горой;
Подражая певице Гульнаре,
Этот Эллеспонто переплыл,
Потом он выпил свой кофе,
Плохая аппликатура журнала,
И оделась…»
Источник: глава четвертая, стих 36
«В деревне, где Эухенио мой,
Отшельник празден и печален…»
Источник: седьмая глава, стих 5
Несмотря на пренебрежительное отношение к людям в целом, Онегин умеет уважать качества человека, признавать его достоинства.
«Евгений был сноснее многих;
Даже если бы он знал людей, конечно
И вообще презирал их, —
Но (правил без исключений не бывает)
Он сильно отличался от других
И я уважал это чувство на пустом месте».
Источник: глава вторая, стих 14
Насыщенность всевозможными удовольствиями, легкие победы на любовном фронте приводят к тому, что Онегин уже не умел влюбляться, испытывать сильные чувства к женщине.
«Он не полюбил красоток,
И как-то затянулось;
Отказаться: немедленно консульство;
Они изменятся — отдыхаю с удовольствием.
Он искал их без экстаза,
И он ушел без сожаления
Смутно вспоминая их любовь и их гнев».
Источник: глава четвертая, стих 10
Письмо Татьяны оживляет Онегина, пробуждает в нем давно забытые чувства. Однако Евгений действует благородно, не пользуясь легковерностью влюбленной в него девушки. Он честно признается, что не готов к серьезным отношениям, и связь с ним не принесет счастья Татьяне.
«Возможно, пыл сантиментов стар
Это захватило его на минуту;
Но он не хотел обманывать…»
Источник: глава четвертая, стих 11
«Мне дорога ваша искренность;
Это принесло энтузиазм
Чувства, которые давно перестали существовать…»
Источник: глава четвертая, стих 12
«Но я не создан для блаженства;
Моя душа ему чужда…
… Я, как бы сильно я тебя не любил,
Привыкнув, я сразу перестану любить тебя;
Начни плакать: твои слезы
Это не коснется моего сердца
И они только рассердят его».
Источник: глава четвертая, стих 14
Онегин, чтобы отомстить Ленскому, решает досадить ему флиртом с Ольгой. Эта шутка заканчивается дуэлью.
«Трагико-нервные явления,
Обморок как у девушки, слезы
Долго терпеть не могла Евгения:
Он достаточно вытерпел…
… Он поклялся рассердить Ленского
И отомстил приказом».
Источник: глава пятая, стих 31
«Заметив, что Владимир исчез,
Онегин, давай опять скуку прогоним,
Я погрузился в мысли рядом с Ольгой,
Доволен местью».
Источник: глава шестая, стих 1
«Короче, с ясностью холода
Я вызвал на дуэль своего друга Ленского.
Онегин из первой части,
Послу этой почты
Оборачиваясь, без лишних слов
Он сказал, что всегда готов…»
Источник: глава шестая, стих 9
Онегин, несмотря на всю свою духовную бесчувственность, испытывает чувство раскаяния, что решил посмеяться над молодым поэтом и его восторженной любовью.
«Он винил себя во многих вещах:
Во-первых, он уже ошибался
Что еще скромнее, нежней любви
Так вечером пошутил небрежно.
А во-вторых: пусть поэт
Шутить; в восемнадцать
это простительно…»
Источник: глава шестая, стих 10
Онегин понимает, что совершает роковую ошибку, принимая дуэль с Ленским, но его гордость и гордость не позволяют ему отказаться от дуэли. В результате он убивает поэта.
«… Не смейтесь над ними, пока
Их рука не была запятнана,
Разве вы не тает по-хорошему?..
Но дико светская вражда
Страх ложного стыда».
Источник: глава шестая, стих 28
«В тоске сердечных болей,
Сжимая пистолет рукой
Евгений смотрит на Ленского.
«Ну? Убили», — решил сосед.
Убит! .. От этого страшного восклицания
Поразил Онегин дрожью
Он уходит и зовет людей».
Источник: глава шестая, стих 35
После роковой дуэли Онегин продолжает бессмысленное существование, не находя ни в чем настоящей радости.
«Онегин (сделаю еще раз),
Убей друга на дуэли,
Жил бесцельно, без работы
До двадцать шестого
Томится в свободное время
Ни службы, ни жены, ни действия,
Я ничего не умел».
Источник: глава восьмая, стих 12
При виде Татьяны, уже замужней женщины, ставшей роскошной светской львицей, Онегин понимает, что влюблен.
«Тот, из которого он держится
Письмо, в котором говорит сердце
Где все вышло, все бесплатно,
Эта девушка .. или это сон?..»
Источник: глава восьмая, стих 20
«А что с ним? В каком странном сне он видится!
Что шевелилось глубоко внутри
Холодные и ленивые души?
Неприятность? суета сует? Я снова
Любовь ли забота о юности?»
Источник: глава восьмая, стих 21
«Нет сомнений: увы! Евгений
В детстве влюблен в Татьяну;
В тоске любящих мыслей
Проходит день и ночь».
Источник: глава восьмая, стих 30
Только через некоторое время Онегин осознает свою страшную ошибку: боясь потерять свободу, он потерял возможность большого счастья с Татьяной.
«Твоя ненавистная свобода
Я не хотел проигрывать.
Другое дело нас разлучило…
Ленский пал несчастной жертвой…
Из всего, что сладко в сердце,
Тогда я вырвал себе сердце;
Чужой вообще, ни к чему не связанный,
Я думал: свобода и мир
Заменитель счастья. О Господи!
Как я был неправ, как меня наказали».
Источник: глава восьмая, стих 32
Воспитание
В раннем детстве Евгений находился под надежным присмотром няни, а затем — французского губернатора, игриво дававшего ему элементарные знания.
«Судьба Эухенио утверждала:
Сначала мадам пошла за ним,
Затем месье вступил во владение.
Ребёнок был подрезан, но милый.
Мсье л’Аббе, жалкий француз,
Чтоб не утомился малыш,
Я научил его всему в шутку,
Меня не волновала строгая мораль,
Слегка поругали за шутки
И он повел меня гулять в Летний сад».
Источник: глава первая, стих 3
Повзрослев, Онегин освоил все, что было так популярно в мире: он свободно владел французским, был галантным собеседником и прекрасным партнером по танцам.
«Это прекрасно по-французски
Я мог самовыражаться и писать;
Он легко танцевал мазурку
И он легко поклонился;
Что еще для тебя? Свет решил
Что умно и очень мило».
Источник: глава первая, стих 4
Онегин получил очень поверхностное образование, которое, однако, позволяло ему сиять в свете.
«Он практически знал латынь,
Чтобы разобрать эпиграфы,
Поговорим о Ювенале
В конце буквы поставьте значение,
Да, вспомнил, хотя и не без греха,
Два стиха Энеиды».
Источник: глава первая, стих 6
Евгений далек от поэзии. Гораздо больше его прагматичный ум воспринимает знания экономики.
«Он не мог получить ямбу из Кореи,
Как бы мы ни боролись, отличаться.
Выговор Гомеру, Феокриту;
Но я читал Адама Смита
И это была глубокая экономика,
То есть он умел судить
Как государство становится богаче…»
Источник: глава первая, стих 7
Балы в романе
В дни радости и желания
Я был без ума от мячей:
Скорее нет места для признаний
И за доставку письма.
Шары играют значительную роль в сюжетной организации Евгения Онегина. Достаточно сказать, что именно на Ларинском балу произошла ссора Ленского с Онегиным, закончившаяся трагедией. На выпускном вечере главная героиня второй раз встречает Татьяну.
Такие праздники были важны и в жизни современников Пушкина. Начиная с петровских собраний, танцы были одной из немногих форм организации общественной жизни. Они были строго регламентированы, и гости, которые их посещали, должны были подчиняться правилам бального этикета. По мнению современников, обществу просто требовался сложный набор правил поведения:
«Там, где царит этикет, придворные — это дворяне и дамы мира, где этикет отсутствует, они опускаются до уровня лакеев и горничных, потому что близость без близости и без равенства всегда унизительна, настолько для тех, кто ее навязывает, как и кому это навязывается », — вспоминала Анна Тютчева, дочь поэта Федора Тютчева и младшая современница Пушкина.
Некоторые свободы и отклонения от этих правил были продиктованы модой и социальным статусом гостя. Затем Онегин подходит к балу, когда «толпа занята мазуркой». Это означает, что герой появился посреди праздника, когда гости уже успели прогуляться по приличному польскому (полонез) и станцевать легкие танцы, главным из которых была мазурка.
«Мазурка с незапамятных времен имела особенно интересное значение, — писала мемориалист Екатерина Сабанеева».
Онегин, несмотря на идеологию дендизма, которая учила кавалеров избегать танцев, а если и делали, то со скукой и нежеланием это делать, тем не менее «легко танцевал мазурку», не в силах отказать себе в этом удовольствии.
Что касается позднего появления героя на балу, то это можно воспринять как следование столичной моде (ведь именины Татьяны Онегин с Ленским тоже в числе последних): опоздание было признаком денди. Только в праздники, в которых участвовал император, все гости должны были приходить вовремя. Особенно строго это правило соблюдалось во времена правления Александра I и Николая I.
В «Евгении Онегине» не так много говорится о женском бальном этикете, но есть важная иллюстрация того, как должна вести себя дама в обществе:
И что бы ни смущало его душу,
Неважно, насколько он силен
Удивлен, поражен
Но ничего не изменилось:
Сохраняет тот же тон
Столь же безмолвен его лук, —
Так Пушкин описывает встречу уже замужней Татьяны с Онегиным в восьмой главе. Согласно правилам хорошего тона, представитель высшего общества ни при каких обстоятельствах не мог показывать свои чувства. Особым достоинством считалось наличие духа и внешнее спокойствие.
Характеристика Онегина другими героями
Татьяна
Татьяна отмечает замкнутый и асоциальный характер Онегина.
«Но, говорят, вы не очень общительны;
В пустыне, в деревне тебе все скучно…»
Источник: глава третья, стих 31
Татьяна видит в Онегине честного и благородного человека.
«Я знаю: в твоем сердце есть
И абсолютная гордость и честь».
Источник: глава восьмая, стих 47
Когда Татьяна получила доступ к личным вещам Онегина, она смогла понять, насколько сложен и противоречив ее возлюбленный.
«Печальный и опасный монстр,
Создание ада или рая,
Этот ангел, этот высокомерный демон,
Что он? Это имитация,
Незначительное привидение или что-то в этом роде
Москвич в плаще Гарольда,
Толкование чужих причуд,
Полный словарь модных слов?..
Разве это не пародия?»
Источник: седьмая глава, стих 24
Татьяна считает Онегина порядочным и благородным человеком, открыто рассказавшим ей о ее недостатках.
«. но ты
Я не виню: в тот страшный час
Вы поступили благородно
Вы были прямо передо мной:
Я благодарен всем сердцем…»
Источник: глава восьмая, стих 43
«К моим детским мечтам
Тогда ты сжалился,
Несмотря на уважение к годам…»
Источник: глава восьмая, стих 44
Раскрывая характер Онегина, Татьяна понимает, что его повышенный интерес к ней вызван не настоящими чувствами, а уязвленной гордостью.
«Почему ты имеешь в виду меня?
Это не потому, что в высшем обществе
Теперь я должен появиться;
Что я богат и благороден
Что ее муж был изуродован в бою,
Почему двор нас ласкает?
Это не потому, что мне стыдно
Теперь всех заметят
И я мог бы принести это в общество
Вы соблазнительная честь?»
Источник: глава восьмая, стих 44