Почему Белинский назвал Онегина «эгоистом поневоле»: обзор критики

В Петербурге

Евгению Онегину всего 18 лет, но он уже успел утомиться жизнью и утомиться развлечениями, которые наполняют его день. Можно сделать вывод, что свободное время, имевшееся у аристократа, было очень однообразным. Поэтому многие молодые люди знали селезенку не понаслышке.

Евгений с рождения живет в Санкт-Петербурге. В статье Белинского об Онегине упоминается, что роскошь и вседозволенность привели к тому, что она с детства знала, что все ее желания исполнятся. Жизнь — это получение всевозможных удовольствий: танцы, театр, красивые женщины, модная одежда.

Проявление эгоизма в романе Пушкина «Евгений Онегин»

Роман «Евгений Онегин» написан через два десятилетия после наполеоновских войн в Европе. Культ личности бывшего французского императора был тогда на пике.

Отечественная война 1812 года и победа, достигнутая ценой больших потерь, сплотили русский народ, начался расцвет национальной культуры. Но в то же время часть знатной элиты все еще находилась под чарами личности Наполеона:

Мы все смотрим на Наполеонов; Есть миллионы двуногих существ, для нас инструмент; Мы чувствуем себя дикими и веселыми.

Голос автора звучит злее, чем когда-либо. Пушкин редко говорит о чем-либо с такой открытой и свирепой резкостью.

Что, по его мнению, грозит обществу любовью к философии европейского завоевателя, властителя полмира? В этом же стихе — знаменитый афоризм Пушкина: «Всех чтим нулями, а себя как одного».

Эгоизм, гордыня, нарциссизм — самые ненавистные для Пушкина состояния человеческой души. Олицетворение этих пороков — Евгений Онегин, с которым поэт сводит счеты на страницах романа.

В чем проявляется эгоизм Онегина? Да, поскольку он озабочен исключительно собой. Имущество переходит к Евгению после смерти отца, но сыновней печали в герое мы не видим. Умерший дядя тоже вызывает у Онегина скорее радость, чем сочувствие.

У него нет друзей в Петербурге, и это понятно: чтобы дружить, нужно уметь забыть себя. Ленский, с которым «они не имеют отношения к друзьям», был выбран Онегином в друзья просто из-за скуки и любопытства.

Предел эгоизма Онегина — нападение на Ленский храм, сантимент Ольги. Из тупого тщеславия Онегин стреляет в молодого человека, а тот должен был извиниться и спустить пистолет.

Любовь Татьяны пугает Онегина. Он воспринимает женщин как цветы удовольствия, а серьезность деревенского дикаря может обернуться для него нежелательным браком. Не жалея резкости и силы первого чувства девушки, она бросает холодный упрек и уходит.

В конце концов, эгоизм Онегина заставил его спустя годы признать его запоздалым. Он не стесняется приходить в дом замужней женщины и произносит у ног Татьяны любовный монолог, в каждой строчке которого вновь звучит мысль о себе:

Я подумал: свобода и покой Заменитель счастья. О Господи! Как я был неправ, как меня наказали… Нет, каждую минуту видеть тебя, Всюду следовать за тобой, Улыбка губ, движение глаз Возьми любящими глазами, Чтобы тебя долго слушать, понимать со своей Душой все свое совершенство, исчезни в агонии перед тобой, бледнешь и исчезаешь .. вот и блаженство! И я этого лишен: для вас я всюду поплелся наугад; День мне дорог, мне дорог час: и в напрасной скуке я провожу дни, сочтенные Судьбой. И они такие болезненные. Я знаю: мой век уже измерен; Но чтобы продлить свою жизнь, я должен быть уверен, что утром увижу тебя…

Настоящая любовь говорит иначе. Он не нарушает покой больного сердца, не зажимает старую рану, не пытается разрушить чужую семью. Но Онегин снова в себе, здесь и сейчас, потом — что бы ни случилось.

Почувствовав внутреннюю пустоту Эудженио, Татьяна произносит слова отвержения. Его образ противоположен всему эгоистичному. Она по-прежнему любит, но не может изменять мужу. Ее собственное счастье, купленное ценой чужих страданий, для нее невозможно.

В отказе от эгоизма Пушкин видит русский путь, путь спасения человеческой души.

Онегин и его эпоха

По словам автора, именно эпоха сформировала характер Эудженио. Что происходило в то время в Российской Империи? Не так давно произошло восстание декабристов. Император Николай I ввел ряд жестких мер, направленных на ограничение свободы мышления. Это был николаевский век — как век предписаний, военных учений, строгой дисциплины и суровой цензуры.

В критике Онегина Белинский пишет, что герой отнюдь не плохой человек и отличается незаурядным умом. Ему негде проявить свой ум, свои навыки. Евгений, желая занять себя и избавиться от скуки, делает попытки писать, много читает. Но, не привыкнув работать долго и упорно, он бросает все эти занятия. И он тратит себя на удовольствия, которые в принципе ему не нужны. Чувствуя себя умнее других, он начинает презирать людей. Возможно, родившись в иную эпоху и найдя применение своим силам, Онегин стал бы совсем другим человеком. Но его время сделало его тем человеком, которого Онегин называл Белинским — «невольно эгоистичным». Почему же тогда Евгений Онегин не изменился после отъезда из столицы?

Почему В.Г. Белинский назвал Евгения Онегина «эгоистом поневоле»?

В восьмой статье «Сочинения Александра Пушкина», посвященной роману «Евгений Онегин», Виссарион Григорьевич Белинский пишет: «Его Онегина можно назвать эгоистом против его воли; в его эгоизме надо видеть то, что древние называется «фатум». Критик убежден, что главный герой романа — благородный молодой человек, глубоко чувствующий и понимающий людей, потерявший теплоту под влиянием «бездействия и пошлости» общественной жизни. Мы с Онегином аргументируем это суждение.

Онегину надоели пустые блестки, пышная фальшь танцев, вечеринок, мимолетных любовных романов с «примечательными флиртами».

Сам автор разделяет с ним скуку и усталость, ставшие основой их взаимопонимания и общения: «Я был озлоблен, было мрачно, / Мы оба знали игру страсти; / Отягощали жизнь обоих; / В обоих сердцах погас жар; / Гнев ждал их обоих / Фортуна и слепые / В самое утро нашего дня. Вместе друзья нередко предаются приятным воспоминаниям: «Сколько раз лето… / Вспоминая романы прошлых лет, / Вспоминая старую любовь. / Чутко, опять небрежно, / Дыхание поддерживающей ночи / В тишине мы были пьяны!» Онегин разочарован тщеславием, мелочностью светской жизни, у него «острый и холодный ум», но он еще способен чувствовать, чувствовать эмоции.

Переехав в деревню, Онегин надеялся после такой резкой перемены в его окружении освободиться от меланхолии и обрести более свежий взгляд на мир, но эти ожидания не оправдались. Подать заявку в 2020 году? Наша команда поможет вам сэкономить время и нервы: мы подберем направления и вузы (исходя из ваших предпочтений и рекомендаций экспертов); оформим вопросы (достаточно расписаться); подадим заявки в вузы России (онлайн, по электронной почте, курьером); отслеживать списки конкурентов (автоматизируем отслеживание и анализ ваших позиций); Мы расскажем, когда и куда отправить оригинал (мы оценим шансы и определим лучший вариант) рутины профи — более подробно.

«Два дня казались новыми / уединенными полями. / Прохлада сумрачного дубового леса, / Журчание тихого ручья; / На третьем — рощи, холм и поле / Здесь уже никого не было. / Затем они усыпили меня; / Затем он ясно увидел. / Как в деревне, та же скука. / Хотя нет ни улиц, ни зданий, / ни карт, ни танцев, ни стихов. Заменив своих крестьян барщиной на оброк, Онегин предупредил соседей: «Заменил старую барщину / оброк на светлый. / Человек благословил судьбу. / Но в своем углу он надулся, / Видя это ужасное зло / его рассудительный сосед; / Другой лукаво улыбнулся, / И в один голос все так решили, / Что он самый опасный чудак ». Выходя на улицу всякий раз, когда они хотели его навестить, и всячески избегая общения с людьми, Онегин полностью испортил с ними отношения: «Сначала все ходили к нему; / Но так как с заднего крыльца / Обычно они служили / Жеребец Дон ему, / В одиночку по шоссе / Они слышат свои домашние тропы: / С таким наступательным актом. / Вся дружба с ним прекратилась. «Позже Татьяна в своем письме упомянет, что о нем говорят как о« нелюдимом».

Однако презрение и неуважение к большинству людей не помешало Онегину признать и оценить кого-то особенного и искреннего. Например, молодой человек с удовольствием пообщался с Владимиром Ленским, хотя высоту своих представлений о жизни он связывал с молодостью и неопытностью: «Но нет правил без исключения: / У других было совсем другое, / И он уважал чувства. Совершенно неожиданно. / Он слушал Ленского с улыбкой: / Страстный разговор поэта, / И разум, еще осужденный, неустойчивый, / И всегда вдохновенный взор / Все было в новинку для Онегина; / Это было страшное слово / Он попытался зажать губы / И подумал: глупо вмешиваться / Его сиюминутное блаженство».

Побывав в гостях у Лариных с другом, Онегин был уверен, что Татьяна — невеста поэта, и удивился ее ошибке. В.Г. Белинский: «Этому равнодушному и холодному человеку стоило одного-двух рассеянных взглядов уловить разницу между двумя сестрами — тогда, как пылкому и восторженному Ленскому, ему и в голову не приходило, что его возлюбленная вовсе не идеал и поэтична существо, а просто симпатичная непритязательная девушка, которой не стоило рисковать убить друга или быть убитой из-за нее».

Наконец, получив признание Татьяны, Онегин живо тронул искренность и чистота ее чувств, но не обманул ее тщетными надеждами. Ответом на столь возвышенные, однозначные по последствиям любви могло быть только предложение руки и сердца, но Онегин не хотел брака. «Язык снов как девушка / На нем я роем свои мысли выворачивала наизнанку. / И вспомнил Татьяну родную / И бледный, и тусклый; / И в сладком безгрешном сне / Он погрузился в свою душу. / Может быть, ощущение древнего задора / Оно овладело им на минуту; / Но он не хотел обманывать / Доверие невинной души. / Проблемы, боли в девственной плеве. / Холодная череда зевает / Ему и не снилось».

Понятно, что В.Г. Белинский определил Онегина как «эгоистичное сопротивление», потому что им его сделали время и окружающая среда.

Почему В. Г. Белинский называет Онегина «страдающим эгоистом»?

«Евгений Онегин — человек, всю жизнь проживший в светском обществе. Его любили светские дамы. И вообще он был любимцем. И вдруг она обнаруживает, что у нее такое:

Дядя самых честных правил, когда тяжело заболел, заставил себя уважать и хуже придумать не мог.

Ему неинтересно было жить в какой-нибудь деревне, где нет танцев и чего-нибудь интересного. И дядя (в черновике: дядя. ?? Прим. Ред.), К счастью, не умер. Не знаю, как там развивались события, Евгения Онегина я не читал, но мне за него кто-то сказал, что если что не так, то НЕ ОБСУЖДАТЬ.

Ну, он приехал в деревню и увидел там девушку (не помню ее имени) и решил ее соблазнить (думаю, подразню), а у девушки был парень Ленский, насколько я сейчас помню. Ну сначала она развалилась как порядочная девушка, а потом как дура полюбила его. Здесь Ленский забивает ему дуэль. На дуэли Онегин выстрелил в Ленский и провалил девушку на Онегина. Причем делает это ручкой и уходит «бананы на севере резать». Что ж, тут сразу видно, в каком месте находится эгоист, который первым влюбился в девушку, даже отказался от нее с караваном. Ну что за нормальный парень это делает, а не какой эгоист думает только о себе и своих? Кстати, забыл упомянуть, что девушка красивая, Онегин не клюнул бы пустую, у нас херня не держится, и Онегин не клюнул бы ерунду. И он стал хорошо страдать, об этом поговорим позже.

Но это весь текст, то, что я оторвал от темы. Ну, он пошел на север и давай там нарежем бананы. Но девушка не была барышней, бабушка вышла замуж за башню в Петербурге, а наша подруга жила как в сказке «чем дальше, тем хуже». И вот Онегин с севера, тоже с подарками (с бананами), вернулся и пошел на светский обед, а там она была «Блистером-звездой (в черновике: принуждение ?? прим. Ред.) Счастья». Ну, он подошел к ней, а потом люди воодушевляют его, говоря, что ты не та девушка, так что это не твоя девушка, этот гениальный гений. А потом он понял, что любит ее, как никто, не тогда, когда не любил, и он начал стонать, и он понял, что он такой дурак. Что ж, пить боржоми поздно, когда почки уже в тазе. Ну пусть там совпадают буквы. Пишет ей я люблю тебя, женюсь, не уйду, приду вечером в сарай. И она ему там тоже сказала, Женя, я тоже тебя люблю, но если бабушка узнает меня с ремнем на заднице, она меня шлепает, я ее очень боюсь. То есть все кончилось тем, что пашол Жени повесился на первой березе, или где-то так утонул в болоте, или это совсем не отсюда, ну, думаю, это не так уж важно.

Как мне кажется, любви недостаточно сильной, чтобы творить из-за нее такие чудеса. Например, как покончить с жизнью, потому что, делая это, когда можно жить фразой «она не первая, она не последняя», так жить легче. Но мне кажется, что если люди действительно любят друг друга, всем сердцем, то они сделают все, чтобы всегда быть на одном месте…»

Благородный ум Евгения и Эгоизм Онегина

Проявляется эгоизм Онегина, и когда, желая отомстить Ленскому за то, что тот уговорил его приехать на провинциальную вечеринку, он начинает ухаживать за своей невестой. Евгений не понимает, что этим причиняет страдания и невиновную Татьяну. Он пассивен и равнодушен ко всему, кроме собственного спокойствия.

Благородный ум Евгения постоянно находится в противоречии с социальными условиями. Принимая вызов на дуэль, он понимает, что ошибается, понимает, что для дуэли нет серьезных причин. Евгений понимает, что еще не поздно все исправить. Однако выросший под влиянием многовековых предрассудков, он боится сплетен соседей, насмешек Зарецкого, которые могут распространять слухи о его трусости. Мы также видим глубокое раскаяние Онегина после убийства Ленского. Это событие потрясло всю его жизнь. Эухенио очень страдает. Он потерял покой. Он не может даже оставаться в тех местах, где все напоминает ему о том, что произошло.

Онегин сильно изменился, теперь он больше не может игнорировать чувства людей и думать только о себе. Ближе к концу литературного творчества меняются и его чувства к Татьяне. Однако даже здесь он будет разочарован. Татьяна говорит, что любит его, но «отдана другому» и будет верна своему мужу.

Противоречия в характере героя раскрываются на протяжении всего литературного произведения. Световые импульсы его души постоянно сталкиваются с обычными правилами поведения, вдохновленными светской средой. Его ум не позволяет ему идти обычным путем, доступным юному дворянину, но обстоятельства его жизни не дают ему возможности оправиться от гордого невнимания к другим, скуки и эгоизма. Конечно, Евгений Онегин эгоистичен, но не самодоволен, не влюблен в себя, а, как справедливо заметил В.Г. Белинский, «страдающий эгоист». Однако крах его надежд, его личное несчастье — это справедливый результат, месть за всю его бесцельно потраченную жизнь.

Образ музы неоднократно появляется на страницах литературного произведения, причем в разные периоды жизни муза предстает перед поэтом по-разному, олицетворяя его настроение и уровень творческой зрелости. Муза — покровительница поэзии, источник поэтического вдохновения, воплощение художественного своеобразия автора произведения. Она изменчива, капризна, обаятельна, как ветреная женщина, но ее непостоянство оправдано творческим и человеческим развитием поэта, оно глубоко логично и связно. Многогранность вдохновителя поэзии А.С. Пушкина естественна и гармонична, поскольку является олицетворением этапов духовного взросления поэта, непрерывным, подпитываемым жизненным и творческим опытом, общением с современниками, размышлениями о цели стихотворения, исторические и личные обстоятельства. Муза позволяет глубже раскрыть образ автора произведения, и ее глазами читатель яснее видит суть многих жизненных событий.

А. Пушкин вспоминает: «В те дни, когда я мирно цвел в Лицейских садах .. весной, при крике лебедей .. стали появляться музы». Когда автор произведения впервые появился в подростковом возрасте, муза чудесным образом преобразила ее жизнь, придала ей высокий смысл, полный поэтических откровений:

Моя студенческая ячейка

Вдруг: муза в ней

Он открыл партию молодых предприятий,

Я пела детское веселье

И слава наших старых дней,

И трепетные мечты сердец.

Пушкин определяет источник поэтического вдохновения, жизненные ценности своей юности, ставшие объектами творчества: детские игры, веселье, детские мечты, гордость за отечественную историю. И с гордостью и благодарностью вспоминает первые признания своих поэтических переживаний, первое появление своей музы, дружескую и доброжелательную встречу с русским обществом:

И свет встретил ее улыбкой;

Успех был первым, кто нас вдохновил;

Старый Державин заметил нас

И, спустившись в гроб, благословил.

В юности поэт «делясь своими чувствами с толпой .. оживлял музу шум вечеринок и бурных споров

Онегин – «сын века»

В доказательство Белинский приводит небольшую цитату из 7 главы романа, в которой описывается кабинет героя. Критиков особенно поражает наличие в нем нескольких романов,

«В котором отразился век / И современный человек… / С его безнравственной душой, / Самолюбие и пустота».

Оказывается, Онегин полностью осознавал себя как «дитя века», один из многих, но в котором мало кто узнает себя, а это, с точки зрения автора, говорит о его моральном превосходстве над остальными членами общества.

Поэтому, заключает критик, Онегин — самый обыкновенный человек,

«Хороший мальчик, как ты и я, как весь мир»,

но в то же время человек недюжинного ума и способностей.

К сожалению, светское образование погубило все семена добра в его характере. Увлеченный высшим светом, Евгений быстро потерял интерес к развлечениям и праздной жизни, он хотел чего-то большего, но не знал, что ему нужно. Он прекрасно знал, что ему не нужно было продолжать вести образ жизни, который буквально убивал его.

«В его душе тлела искра надежды — встать и подкрепиться в тишине одиночества, на лоне природы».

Поэтому пушкинский герой решил уехать в деревню («страсть к перемене мест»), но это, как потом выяснилось, не стало решением проблемы — через пару дней ему снова скучно в новое место.

Онегин – русский характер

Белинский пишет, что Пушкин сумел уловить в своем романе самую суть жизни. Его герой — первый настоящий национальный персонаж. Сам по себе он глубоко оригинален и имеет непреходящую историческую и художественную ценность. Его герой — типичный русский персонаж.

Главная проблема Онегина — отрыв от жизни. Он умен, внимателен, не самодоволен, имеет огромные задатки. Но вся его жизнь страдает. И само общество, сама структура жизни обрекла его на это страдание. Эухенио — один из многих, типичный представитель своего общества своего времени. Такой же герой, как он — Печорин, находится в таких же условиях.

Белинский пишет, что по своей сути Онегин и Печорин — одно и то же лицо, но каждый в своем случае избрал свой путь. Онегин избрал путь апатии, а Печорин — путь действия. Но в конечном итоге оба они приводят к страданиям. Это настоящий фатум, который доминировал над целым поколением.

В селе

У героя был прекрасный шанс кардинально изменить свою жизнь: он уехал в деревню, ввел прогрессивные порядки в свое имение, заменив барщину оброком. Но и Онегина это беспокоит. Душа ее остыла, характерные порывы возраста Юджина стали ей чужды. Рассказывая о романе «Евгений Онегин», Белинский отметил, что любовь Татьяны может возродить Онегина. Да, его тронуло горячее признание наивной девушки, но Евгений не желает предавать ее напрасным надеждам. Он уже считает себя неспособным любить.

неохотное эгоистичное страдание

Дуэль

Почему Белинский назвал Онегина «невольно эгоистичным»? Читая пушкинские строки, можно понять, что чувства еще живы в «Евгении Онегине». Принесите себе страдания. Евгений мучается угрызениями совести из-за того, что ему пришлось убить друга на дуэли. Согласно кодексу чести той эпохи, в которой разворачиваются события, описанные в романе, даже незначительная ссора разрешалась с помощью оружия. Ослепленный детской ревностью, Владимир Ленский вызывает Онегина на дуэль. Он не может отказаться, не потеряв своего достоинства.

Но если разобраться, то действительно виноват Онегин. Ведь он специально обратил внимание на Ольгу, чтобы рассердить Ленского. Но сделал он это не из злобы, а из детской мести за то, что Владимир уговорил его пойти с ним на день рождения Татьяны, на который собралась вся деревенская знать. Винди Ольга сразу же начинает заигрывать с Евгением, забывая о Ленском. Владимир в ярости. Зная чрезмерно пылкого друга, Онегин мог превратить все случившееся в шутку или извиниться. Но Евгений сделал то, что сделать было невозможно: холодно взглянул и принял вызов друга. Не пытаясь изменить ситуацию, Онегин стал убийцей Ленского, заложником его гордости и общепринятых принципов.

критика Онегина Белинского

Характеристика Онегина. Онегин — страдающий эгоист

/ В.Г. Белинский. Произведения Александра Пушкина. Статья восьмая. «Евгенио Онегин»/

Мы уже коснулись содержания «Онегина»; перейдем к разбору персонажей персонажей этого романа. Несмотря на то, что роман носит имя своего героя, героев в романе не один, а два: Онегин и Татьяна. В обоих их следует рассматривать как представителей обоих полов российского общества того времени. Перейдем к первому. Поэт очень хорошо поступил, выбрав героя из высших слоев общества. Онегин отнюдь не дворянин (еще и потому, что время дворянства было только эпохой Екатерины II); Онегин — светский человек. <…> Говорят: в мире жизнь тратится на ерунду, самые сокровенные чувства приносятся в жертву расчету и скромности. Правда; но разве не в среднем кругу общества жизнь тратится на одно великое дело, и разве чувства и разум не приносятся в жертву расчету и порядочности? О нет, тысячу раз нет! Вся разница между средним и высшим светом состоит в том, что в первом больше подлости, притворства, высокомерия, разрыва, мелкого честолюбия, принуждения и лицемерия. Говорят: у светской жизни много минусов. Правда; Но разве в несветской жизни есть только положительные моменты? <…>

Большинство зрителей напрочь отрицали душу и сердце Онегина, видели в нем холодного, сухого и эгоистичного человека по натуре. Более ошибочно и неверно понять человека невозможно! Этого мало: многие считали добродушно и до сих пор считают, что сам поэт хотел изобразить Онегина эгоистичным холодным. Это уже означает: иметь глаза, ничего не видеть. Светская жизнь не убивала в Онегине чувств, а охлаждалась бесплодными страстями и мелкими развлечениями. Вспомните стихи, в которых поэт описывает свое знакомство с Онегиным. <…>

<…>… Мы видим, по крайней мере, ясно, что Онегин не был ни холодным, ни сухим, ни онемевшим, что поэзия жила в его душе и что он вообще не был одним из десятков нормальных людей. Непроизвольная преданность мечтам, чуткость и беззаботность при созерцании красот природы, при воспоминании о романах и любви прошлых лет: все это говорит больше о сантиментах и ​​поэзии, чем о холодности и сухости. Единственное, Онегин не любил расплываться во сне, больше слышал, чем говорил, и не всем открывался. Горький ум — это еще и признак высшей натуры, ведь горький ум недоволен не только людьми, но и собой. Десятки людей всегда довольны собой, а если повезет, то все. Жизнь не обманывает глупцов; действительно, она дает им все, благословение того немногого, о котором они просят у нее: еду, питье, тепло и некоторые игрушки, которые могут развлечь вульгарную и мелкую гордость. Разочарование в жизни, в людях, в себе (есть только это, правда и просто, без фраз и размахов с изящной грустью) характерно только для людей, которые, желая «многого», не удовлетворяются «ничем». Читатели помнят описание (в главе VII) кабинета Онегина: в этом описании весь Онегин. Особенно удивительно исключение из беды двух-трех романов,

В котором отразился век, и современный человек изображен довольно правильно с его аморальной, самолюбивой и засушливой душой, с безмерно обманутой мечтой, с его озлобленным умом, кипящим в пустом действии.

Скажут: это портрет Онегина. Может быть и так; но это еще больше говорит в пользу морального превосходства Онегина, потому что он признал на портрете, что, как две горошины в стручке, он похож на многих, но в которых так мало узнают себя, и большинство из них «крадущийся Петр» 4 Онегин не восхищался этим портретом с гордостью, но тупо страдал за его поразительное сходство с детьми нашего века.Не природа, не страсти, не личные разочарования сделали Онегина похожим на этот портрет, а возраст.

Связь с Ленским, этим юным мечтателем, так полюбившимся нашей публике, все громче говорит против якобы бездушного Онегина. <…>

Онегин — это не Мелмот5, не Чайльд Гарольд, не демон, не пародия, не модная прихоть, не гений, не великий человек, а просто — «хороший мальчик, как мы с тобой, как весь мир». Поэт справедливо называет «рассыпающейся модой» везде и всюду искать всех гениев и незаурядных людей. Повторяем: Онегин — хороший парень, но в то же время незаурядный человек. Он не вписывается в гения, не влезает в великих людей, но бездействие и пошлость жизни душат его; он даже не знает, что ему нужно, чего он хочет; но он знает и прекрасно знает, что ему не нужно, что он не хочет того, что ему так нравится, так счастлива эта превосходная посредственность. И за это эта гордая бездарность не только провозгласила его «аморальным», но и лишила страсти души, тепла души и доступности всего хорошего и прекрасного. Вспомните, как воспитывали Онегина, и вы согласитесь, что у нее был слишком хороший характер, если бы такое воспитание не убило ее. Блестящий молодой человек, он, как и многие, увлекся светом; но вскоре они наскучили им и бросили его, как это делают очень немногие. В ее душе тлела искра надежды — воскреснуть и освежиться в тишине одиночества, на лоне природы; но вскоре он понял, что смена места не изменила сути некоторых непреодолимых обстоятельств, неподвластных нашему контролю. <…>

Мы показали, что Онегин — не холодный, не сухой, не бездушный человек, но до сих пор избегаем слова эгоистичный — а поскольку избыток чувств, потребность в изящном не исключает эгоизма, скажем теперь, что Онегин эгоистичен. Эгоистичные люди бывают двух видов. Эгоисты первой категории — это люди без надменных или мечтательных претензий; они не понимают, как человек может любить другого к себе, и поэтому не пытаются ни в малейшей степени скрыть свою пылкую любовь к своей персоне; если их дела плохи, они худые, бледные, злые, подлые, подлые, коварные, клеветники; если дела у них хорошие, толстые, толстые, красные, веселые, добрые, благами ни с кем не поделятся, но готовы лечить не только полезных людей, но и совершенно бесполезных для них. Они эгоистичны по своей природе или из-за плохого образования. Эгоисты второй категории почти никогда не толстеют и не краснеют; по большей части эти люди больны и им всегда скучно. Кидаясь повсюду, повсюду ища то счастье, то разбегаясь, они не находят ни того, ни другого, поскольку соблазны юности покидают их. Эти люди часто достигают уровня страсти к добрым делам, самопожертвования ради других; но беда в том, что они хотят искать счастья или удовольствия в добре, тогда как в добре они должны искать только добро. Если такие люди живут в обществе, которое предлагает полную возможность каждому из его членов стремиться своими делами к реализации идеала истины и добра, то мы можем без колебаний сказать, что тщеславие и мелкая гордость, утопающие в них добрые элементы, имеют сделал их эгоистичными. Но наш Онегин не принадлежит ни к одной из двух категорий эгоистов. Его можно назвать упорным эгоистом; в его эгоизме надо видеть то, что древние называли «фатумом» 6. Доброе, здоровое, полезное занятие! Почему Онегин ей не сдался? Почему он не искал в ней ее удовлетворения? За что? потому что? — Так что, господа, пустым людям легче спросить, чем разумным людям ответить… <…>

Что-то может быть сделано в обществе только на основе социальных потребностей, обозначенных самой реальностью, а не теорией; но что сделал бы Онегин в общине с такими замечательными соседями, в кругу таких милых соседей? Облегчить крестьянин участь, конечно, много значило для крестьянина, но со стороны Онегина здесь сделано немногое. Есть люди, которые, если им удастся сделать что-то приличное, с самодовольством рассказывают об этом всему миру и потому приятно заняты на всю жизнь. Онегин не был одним из тех людей: важным и великим для многих, для него не было, мало ли чего.

Возвращение в Петербург

В статье Белинского о романе «Евгений Онегин» упоминается, что через несколько лет герой возвращается в Петербург. Там он снова встречает Татьяну, ставшую к тому времени женой знатного генерала, с которой Евгений близко знакомится. И происходит невероятное: Онегин влюбляется в нее. Он удивлен и рад этому новому чувству к нему. Он, вспоминая признания Татьяны в любви, надеется на взаимность. Отказ застал его врасплох, вызвав у Эудженио серьезные душевные страдания.

Почему Белинский назвал Онегина «невольно эгоистичным»? Даже влюбляясь, Евгений думает только о себе. Им все равно, что Татьяна замужем, а их роман сделает ее изгоем петербургского общества.

статья Белинского об Онегине

В своей статье Белинский назвал Онегина «упрямым эгоистом». Почему «Евгений Онегин» не смог преодолеть условности общества и времени? Возможно, для этого ему потребовалось бы больше силы духа. И Евгений Онегин, разочарованный и страдающий, остается на страницах книги, напоминая своим примером о том, что нужно ценить свою жизнь, радуясь каждому мгновению, иначе исход жизни будет столь же печален.

Аргументы из литературы для сочинения 15.3: Что такое эгоизм (ОГЭ по русскому языку)

Эгоизм — это чрезмерная любовь к себе, мировоззренческая система, в которой нет другой ценности, кроме самого себя. Иногда сложно объяснить это явление через призму литературных примеров, поэтому на помощь своим читателям приходит Sage Litrecon и составляет подборку тем из книг для сочинения 15.3 по ОГЭ на русском языке, раскрывая ответ на вопрос: что такое эгоизм?

  1. В повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» Эраст соблазнил крестьянку и пообещал жениться на ней. Однако в армии он проиграл крупную сумму, его состояние было скрыто на наших глазах. Тогда герой решил для удобства жениться на богатой вдове. Он оправдал предательство тем, что привык к роскоши и никак не мог избавиться от привычки. Это настоящий эгоизм: для ее комфорта и удовольствия Эраст обманул девушку и стер ее будущее. Судьба наказала его за это угрызениями совести, которые он испытывал всю жизнь.
  2. В стихотворении Н. В. Гоголя «Мертвые души» главный герой воплощает все проявления эгоизма. Он думает только о своем благополучии и готов пожертвовать общественными интересами ради собственного блага. Даже свои приобретения он хочет поместить в попечительский совет, который помогает вдовам и сиротам. Чичиков не сомневается в том, что для его же блага можно обмануть, украсть и предать, поэтому он без колебаний идет к своей аморальной цели. За это он будет наказан тем, что общество, к которому он безразличен, отвернется от него.
  3. В романе М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» Печорин — образцовый эгоист. Манипулируйте людьми и играйте с их судьбами просто для развлечения. Таким образом, он похищает дикую Белу, но быстро теряет к ней интерес, забирает княжну Марью, но сам признается, что не любит ее, что играет своими чувствами. Все его действия причиняют боль окружающим, но сам Григорий равнодушен к их проблемам. Он просто беспокоится о своей скуке. В результате все герои отворачиваются от него, и он остается один.
  4. В романе Александра Пушкина «Евгений Онегин» главный герой думает только о себе. Он даже готов пожертвовать чужой жизнью, чтобы сохранить хорошую репутацию в обществе. Евгений убивает Ленского, хотя сам понимает, что виноват, что ему нужно извиняться, но не делает этого, опасаясь, что его сочтут трусом. После убийства он, как ни в чем не бывало, отправляется в путешествие. Онегин осознает свою вину и переживания, но ничто на свете не лишит его равновесия, кроме его личного несчастья, которое его волнует. Поэтому замешательство на лице героя читатель видит только тогда, когда он получает отказ от Татьяны.
  5. В произведении Ф.М. Достоевского «Бедные люди» Быков играет роль жестокого эгоиста. Он соблазнил несчастную девушку, за которую некому было заступиться. Так что его судьба была безразлична: он получил все необходимое. В те времена такое оскорбление значило для молодой женщины только одно: бесчестье. Никто не женился бы на такой женщине. Но Быкову было все равно, пока ему не нужна была свадьба. Он решил выбрать бедную невесту, которая была ему всем задолжала. Он женился на Вареньке, но не из любви или жалости. Ему нужна была покорная и безмолвная жена.
  6. В повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» главный герой развязал войну, руководствуясь собственными корыстными соображениями. Когда его сыновья вернулись из мешка, он решил возглавить их битву, чтобы вместе с ними заработать славу и честь. Он заинтриговал, замышлял против атамана, чтобы казаки согласились вступить в настоящий бой. В то же время он закрыл глаза на страдания своей жены, которая не провела месяц с детьми, на риск, который сопровождал каждую бойню. Ему было все равно, вернутся ли его дети с войны, а главное — с честью. Тарас навязал свое мировоззрение всем людям и был готов положить голову не одному чужому человеку ради своего блага.
  7. В книге А.И. Куприна «Поединок» героиня проявила цинизм и эгоизм, когда решила воспользоваться любовью и ревностью близких, чтобы мужа перевели на другое место службы, более веселое и живое. Шурочка страдала от скуки, но как только стало известно о намерении мужа вызвать Ромашова на дуэль по анонимному билету, она убедила влюбленного в нее офицера не всерьез стрелять по врагу. С этой просьбой она приговорила его к смертной казни, но добилась передачи мужа и даже заверила его в уважении среди военных.
  8. В комедии А. Грибоедова «Горе от ума» героиня стала настоящим эгоистом под влиянием все того же аморального отца. София беззастенчиво обманывала его, наслаждаясь обществом своего подчиненного. С такой же легкостью она солгала гостям, которые ей поверили, признав Чацкого сумасшедшим. Ей было все равно, что случилось с ее другом детства, что случилось с ее отцом, она даже выбрала Молчалина, потому что он ей нравился во всем. София стала избалованной и эгоистичной молодой женщиной, которую горячо приветствовало лицемерное общество Фамуса.
  9. В рассказе Льва Толстого «Кавказский пленник» Костылин, будучи представителем испорченного и детского дворянства, проявил в неволе свои худшие качества, в том числе и эгоизм. Богатый дворянин без раздумий отправил своим родственникам просьбу о крупном выкупе, а при попытке к бегству бессовестно паразитировал на Жилиной и жаловался только на трудности. К тому же оба офицера попали в плен из-за того, что Костылин спасал себя и не прикрывал своего напарника. Эти действия демонстрируют присущее герою эгоистичное мировоззрение.
  10. В книге М.А. Булгакова «Собачье сердце» Преображенский в результате эксперимента получил искусственного человека, соединяющего тело собаки и человеческие органы. Но результат его разочаровал, потому что моральный дух Шарикова оставлял желать лучшего: он стал грубым и неблагодарным эгоистом. Герой приставал к служанкам Филиппа Филипповича, наводил в его доме беспорядок, требовал раздела имущества и других льгот, хотя сам ничего не зарабатывал. Автов в этом произведении высмеивал тех людей, которых они видят в окружении только слуг, призванных удовлетворить их потребности.
Источники

  • https://zaryad-nn.ru/sochineniya/egoist-ponevole.html
  • https://SchoolIntellectum.ru/analiz-knig/pochemu-belinskij-nazval-onegina-egoistom-ponevole.html
  • https://skazka-lbt.ru/sochineniya/stradayushchij-egoist.html
  • https://KicksContest.ru/sochineniya/onegin-egoist-ponevole.html
  • https://ru-shkola.ru/sochineniya/egoizm-onegina.html
  • [https://irenit-perm.ru/literatura/onegin-egoist.html]

Оцените статью
Блог про "Евгения Онегина"