Особенности композиции романа А

Композиция романа Евгений Онегин

Великий русский критик В.Г. Белинский назвал роман в стихах Александра Пушкина «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни». Даже сейчас современники часто обращаются к роману, анализируют действия героев, оценивают композицию романа в целом, каждый раз находя новые подробности.

Основная особенность композиции

Симметрию зеркала можно назвать главным устройством в композиции романа. Признание в любви Татьяны Лариной в письме не вызывает взаимных чувств со стороны главного героя, напротив, он читает ей «проповедь», предполагая, что молодой женщине необходимо научиться контролировать порывы своих любовных переживаний и эмоций. А в конце романа Евгений Онегин уже подвергается испытанию любовью, сейчас он пишет письмо Татьяне, но после целой череды сообщений она при встрече отвечает, что будет верна мужу, несмотря на сильные чувства к Евгению.

Онегин показан напротив в начале и в конце романа. В первых нескольких главах образ столичного денди открывается читателям, которые могут собираться и расхаживать часами. Для него внешняя элегантность и репутация кажутся важнее отношений и личных привязанностей. Он соблазняет женщин, но не испытывает к ним сильных чувств, о многом говорит холодно и равнодушно. В последних главах А.С. Пушкин показывает другого Онегина, в душе которого рождается настоящая любовь, желание восхищаться и восхищаться своей любимой женщиной. Онегин предстает пылким, влюбленным и отчаявшимся героем.

Изменения заметны в образе Татьяны Лариной. При первой встрече с читателями автор рисует ее провинциальной, тихой, скромной девушкой. Задумчивая, мечтательница, главные спутники — книги. По окончании работы Татьяна — светская львица, хозяйка известного салона, умеющая себя контролировать. Затем Пушкин показал внутреннюю эволюцию главных героев романа, построив работу на контрастах и ​​контрастах как главных героев друг с другом, так и их версий самих себя.

Композиция

Всего в романе выделяются два сюжета, объединенных общим героем: Онегин — Татьяна и Онегин — Ленский. Композиционная единица романа — глава. Каждая новая глава описывает новый сюжетный раунд.

  • Первая глава — это расширенная выставка, посвященная Онегину.
  • Вторая глава — начало сюжета Онегин — Ленский.
  • Третья глава — начало сюжета «Онегина: Татьяна.
  • Четвертая глава — это основное действие.
  • Пятая глава — это основное действие.
  • Шестая глава — кульминация сюжета Онегина-Ленского.
  • Седьмая глава — кульминация и эпилог сюжета Онегин — Ленский.
  • Восьмая глава — кульминация и эпилог сюжета «Онегин — Татьяна.

Лирические отступления

Значительна роль лирических отступлений в композиции романа. Этот «разговор» между автором и читателем придает динамику повествованию, повышает интерес к произведению. В лирических отступлениях автор показан как непосредственный участник событий, сопереживая своим персонажам. Он делится своими наблюдениями, размышлениями и переживаниями, что способствует погружению в работу и происходящее на страницах книги. Голос автора здесь — еще один голос той эпохи, в которой жили он и герои Евгения Онегина».

Природа в романе

Выразительные, красочные и точные описания природы воплощают роман в жизнь. Здесь можно увидеть пейзажи всех четырех сезонов. В романе особенно хороша русская зима с глубокими снегами и «серебристыми» деревьями. Натуральные зарисовки часто сопровождают образ Татьяны.

Открытая концовка

В романе нет однозначного финала, поэт оставляет читателя наедине с загадками и собственными рассуждениями: «Что было потом?» Это подтверждает представление о том, что «Евгений Онегин» — уникальное произведение в русской литературе, имеющее свою неповторимую композицию.

Идея и жанр

Основная идея произведения — безответные чувства Татьяны к Евгению. В романе Александра Сергеевича полно и красочно отражены все сферы общественной жизни России этого времени. Поэт изображал жизнь русской деревни, типичные портреты персонажей, вкусы народа и светского общества.

Смысл работы — продемонстрировать проблемы личных взаимоотношений. Чувства главных героев, их мысли и переживания смогли отразить сущность общества того периода. Проблема человека заключается в его подчинении мнению других. Ларина отвергает любовь Онегина из-за боязни осуждения со стороны представителей высшего общества, в которое она перемещается.

История любви оперы — это эпическое начало, в котором затем развивается действие. Размышления поэта, его отступления являются лирической частью, поэтому автор определяет жанр «Евгения Онегина» как лирико-эпический роман в поэтической форме.

В процессе создания произведения Пушкин отказался от романтизма, начал новый цикл в своей творческой деятельности, роман оказался реалистической направленности. Хотя финал и не очень оптимистичный, произведение написано живым языком, поэтому читатель смотрит в будущее с надеждой на лучшее, верит в истинные чувства и благородные порывы.

«Евгений Онегин» — истинное выражение силы таланта неподражаемого русского поэта, настоящего гения Александра Пушкина.

Жанр

Любовная линия сюжета романа — эпическое начало, в нем происходит развитие действия. Размышления автора и его отступления — лирическое начало, и поэт определяет свое творчество как «лирико-эпический» роман в стихах.

При создании романа поэт уже отказался от романтизма, начав новый цикл творчества, и роман «Евгений Онегин» получил реалистическую направленность.

Несмотря на то, что концовка романа не слишком оптимистична, он написан таким живым и звучным языком, что читатель с оптимизмом смотрит в будущее, искренне верит в благородные порывы и настоящие чувства. «Евгений Онегин» — поистине выражение силы и мощи таланта непревзойденного русского поэта и писателя, великого гения Александра Сергеевича Пушкина.

Краткий анализ

Перед чтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с творчеством самого Евгения Онегина.

Год написания — 1823-1830 гг

История создания — Работа над романом длилась более семи лет, как сказал сам поэт, он создавался на основе его мыслей и оценки событий в родном государстве.

Тема — Основная тема «Евгения Онегина» — безответная любовь. Здесь задействованы все темы, которые сопровождают жизнь человека: дружба, любовь, верность и разочарование.

Композиция — поэтический роман, состоящий из восьми глав.

Жанр — сам Александр Пушкин определил жанр «Евгения Онегина» как роман в стихах, подчеркнув лирико-эпическое содержание.

Направление — реализм, но во вступительных главах все же присутствует направление романтизма.

Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»: особенности жанра и поэтики

«Евгений Онегин» — величайшее творение Пушкина и в то же время уникальное, не имеющее гендерных аналогий ни в русской, ни в мировой литературе, являясь своего рода поэтической летописью, в которой духовная летопись современного поэта органично слилась с русским светская жизнь с лирическим дневником «летописца», с его мыслями о времени и о себе.

За исключением первой главы, автобиография которой ретроспективна, каждая из последующих глав так или иначе отражает духовные и повседневные факты биографии Пушкина, в том числе его положение на момент написания этой главы. Затем из первой главы, ретроспективно описанной на юге Петербурга, действие переносится в «деревню» (вторая — шестая главы), затем в Москву (глава седьмая) и снова в Санкт-Петербург (глава восьмая).

Синхронность (исторического) течения времени сюжета романа с биографическим временем его создания — не случайное фактическое совпадение, а существенный конструктивный принцип. По этому принципу образ Автора оказывается композиционной опорой повествования и чуть ли не главным его героем и одновременно лиричным, унаследовав то и другое от художественной структуры романтического героя.

Однако образ Автора уже не сливается в «Евгении Онегине» с его центральным воображаемым персонажем, как в «Кавказском пленнике», а стоит рядом с ним как его двойник или лирический брат, лирический в том смысле, в котором он наделен рефлексия., способность к критическому самоанализу, которой Онегин полностью лишен. Показательно и то, что лирический дневник автора, его обильные лирические отступления, которые Бестужев назвал «мечтой» романа, носят во многом ретроспективный характер и потому выходят за хронологические рамки исторического времени действия сюжета связь с прошлым в жизни двух поколений, к которым принадлежат отцы и деды, в основном отцы героев романа и его Автор.

В чем секрет неизменной современности Онегина? Особенно пушкинский историзм. Дело в том, что образ жизни русского общества 1820-х годов раскрывается в романе не только в своей полноте и хронологической определенности, но и в глубокой связи с общим ходом русской истории, а также с вечными основами русской истории национальное бытие — с природой России, с ее святынями, с ее нравственными ценностями. Перед нами точно запечатленный исторический момент из жизни России, но момент, связанный с неизменными субстанциями национального бытия. В «Онегине» даны масштаб и мера всего последующего исторического развития России. Поэтому «Онегину» никому не дано обгонять, обгонять и обгонять.

Две иллюстрации к «Евгению Онегину». Слева - зарисовка Пушкина, в которой он изобразил свое видение знаменитой сцены прогулки автора с Онегиным. Справа - рисунок спинки AV Non. Художник по желанию автора изобразил у Кокушкинского и Онегинского мостов и самого Пушкина, и Петропавловскую крепость, но, видимо, не понимая замысла автора, снял обе фигуры лицом к зрителю.
То же самое и с энциклопедией Пушкина. Конечно, в основном это широта жизни в романе. Вот образы светского Петербурга, омраченного жизнью Трудового Петербурга; вот и патриархальная благородная Москва, и местная деревня с ее обычаями и костюмами; здесь социальная, общественная (танцы, театры) и частная жизнь, семейная жизнь, прием в высшем обществе и популярное предсказание Рождества; вот «золотая молодежь» веселится в фешенебельном столичном ресторане и фермер едет в поле по первой дороге… Перед нами живая панорама всей Святой Руси с ее городами и селами, морями и реками. Немногим выразительным чертам Пушкин запечатлел крестьянскую Россию. Сколько стоит, например, рассказ няни о ее замужестве? «Так пишет по-настоящему популярный, по-настоящему национальный поэт! — восклицает Белинский. «В словах няни . есть полная и яркая картина внутренней бытовой жизни людей…» История русской и мировой литературы и театра представлена ​​в емких чертах и ​​определениях в романе Пушкина. В романе происходит эстетическое открытие русской природы с энциклопедическим освещением его жизни от весны до лета, лета до осени и зимы.

Но Пушкин не только впоследствии описывал один за другим образы столичной и провинциальной, уездной и деревенской жизни, не только подарил нам зарисовки разных слоев русского общества. Его заслуга в том, что все многообразие и многоцветность изображенной в романе жизни соединились в единую картину, выверенную в ее масштабе, соразмерность и объективность, где каждая деталь, каждый эпизод занимал отведенное им место в действительности. Здесь нет ничего, что могло бы ускользнуть от целостного образа жизни России. Все находили «предвечную» русскую меру, всему приписывался точный объем во всей системе. Поэтому, читая роман, удивляешься, что гению Пушкина открыта тайна Божьего «замысла» для России и ее судьбы, раскрыта «программа» его прошлого, настоящего и будущего.

Отсюда и ощущение чудесности пушкинского образа русской жизни, столь свободно и широко раскрытого в просторных кадрах его «вольного» романа. Как если бы это был не Пушкин, а кто-то, кто стоял над ним, прежде всего герои его романа, на мгновение он открыл связь всего со всем и обнажил систему ценностей, которая выстраивала эти отношения.

Этот свободный роман естественно и органично протекает одновременно с течением жизни Пушкина. Вы не слышите скачков, вы не видите переплетных произведений, переплетов романа, созданного не сразу, а путем многократных сопоставлений с ним, растянувшихся на семь лет.

Энциклопедизм романа Пушкина связан также с особой поэтичностью его художественных образов. Неслучайно Пушкин говорил о «дьявольской» разнице между романом в прозе и романом, написанным в стихах. Разница в том, что поэзия — это искусство синтеза, обобщения: в отличие от аналитического принципа в прозе, она улавливает жизнь очень короткими, но чрезвычайно емкими художественными формулами. «Поэмы Онегина, — замечает Н.Н. Скатов, — это национальный опыт социальной, бытовой, нравственной, эстетической и интеллектуальной жизни, уже заключенный в формулы, которые станут постоянными в этой жизни. Таким образом, весь роман является идеальной формулой для русского языка жизни. И, конечно же, он дал формулу русского героя и русской героини».

Онегинская строфа

Огромную роль здесь сыграла найденная Пушкиным душа, главный элемент органического и живого мира этого романа — «Онегинские стихи». Из чисто технической и поэтической организации это четырнадцать стихов ямба с канонической и обязательной системой рифм: три четверостишия со скрещенными, парными и окружающими рифмами соответственно и заключительный куплет — окончание (код), которое обычно содержит диез, памятный афоризм:

Стих представляет собой органическую клетку, которая, согласно законам живого целого, несет «генетический код», согласно которому весь организм формируется в его индивидуальной самобытности. Стих можно воспринимать как отдельное стихотворение, но в котором спрятано целое, которое имеет способность развиваться и расти дальше. «Колоссальное здание, составленное из тысяч стихотворных строк, легкое и воздушное», — пишет Н.Н. Скатов. — Стих позволял остановиться где угодно и построить и достроить здание любым способом. Это позволяло разместить полное и разнообразное «содержание» настолько полно, насколько это возможно, но не перегружая его, и в то же время это была форма, которая постоянно подталкивала к «содержанию», требовала «содержания», которое не могло оставаться пустым. Стихи, разделяющие роман, создают впечатление постоянного обновления в самом повторении, совершенно раскованного потока стихов. «Благодаря такому разделению стихов» образуется воздушная масса Онегина, по словам А.А. Ахматовой».

Придуманный Пушкиным для романа «Онегинский стих» состоит из 14 строк ямбического тетраметра. Его общая схема кажется необычайно ясной и простой: I (abab), II (vvrg), III (act), IV (lzh), то есть крест, пара, рифмы кольца и заключительный куплет.

Полноту строф не следует понимать буквально. Если тема требовала продолжения Пушкина, он легко переносил рассказ или лирическую медитацию на следующий стих, но обычно стихотворные переводы характерны для более эмоциональных эпизодов. Каждый стих закрытый (в нем тема развивается и завершается) и открытый, обращенный к следующему стиху, который его продолжает. Такая аранжировка позволяет автору свободно менять тон рассказа, сохраняя при этом свой собственный голос. В романе также отсутствуют строфы, замененные эллипсами или просто числами. Многие из них были написаны, но Пушкин их не включил, так как для него была важна нечеткость повествования.

В искусстве

Онегин — яркий пример так называемого «лишнего человека», персонажа, появившегося в литературе в первой трети XVIII века. Этот герой не может совершить подвиг декабристов. Но его нельзя отнести к типичным представителям высшего общества. Психическая неудовлетворенность и неспособность что-либо изменить в своей жизни — характерные черты Онегина. А если добавить к этому эпос, разнообразие образов, необыкновенную поэзию пушкинского творчества, становится понятно, почему это так часто отражалось в искусстве.

«Евгений Онегин» несколько раз снимали отечественные и зарубежные режиссеры. По роману Пушкина создано четыре произведения, музыку к которым написали такие выдающиеся композиторы, как Чайковский, Щедрин, Прокофьев.

История создания

Александр Пушкин начал писать роман в 1823 году, находясь в ссылке. Именно в этот период автор стал использовать реалистическую направленность как основной прием передачи сути произведений, постепенно отказываясь от романтизма.

Правление императора Александра I

События «Евгения Онегина» охватывают период правления императора Александра I и отражают развитие общества в первой четверти XIX века. Автор посвятил свое творчество драматической судьбе дворянства.

На фоне разворачивающихся событий развивается любовная линия романа, отражаются переживания главных героев, влияние окружающей среды на их жизнь и мировоззрение. Кульминация творчества пришлась на «золотой» период расцвета творчества Пушкина. В этот период поэт был вынужден остановиться в усадьбе Болдино из-за эпидемии холеры.

В произведении ярко проявляется гениальное мастерство автора, его творческий подъем, придавший роману неповторимую глубину.

Написание каждой части соответствует отдельным периодам жизни Александра Сергеевича. Важно понимать, что каждая глава может быть отдельным шедевром или составной частью целого произведения.

Начав роман в 1823 году, Пушкин писал его долгих 7 лет. Сборник издан при создании глав; вся книга была опубликована только в 1837 году.

Кольцевое построение композиции

Композиция кольца раскрывает изменения характеров центральных персонажей. Если Онегин в начале романа после ухода из высшего общества остается «светским бездельником», неспособным заполнить свободное время ни чтением, ни творчеством, то в последней главе он предстает перед читателем культурным и думающим, что он почти стал поэтом. Кроме того, если Евгений сначала считает себя усталым, утомленным от жизни и неспособным испытывать глубокие чувства, он со временем превращается в пылкого любовника. Татьяна, став светской дамой, остается в душе такой же наивной и искренней деревенской девушкой. Однако теперь она гордая, сдержанная, не дает воли эмоциям и больше не позволит себе совершать безрассудные поступки.

Тема

Основная идея романа — безответная любовь Татьяны к Онегину. В книге Пушкина полно и красочно отражены все сферы жизни общества в России того периода. Автор показал быт и быт русской деревни, светское столичное общество, типичные портреты героев, моду и вкусы людей того времени.

Главный герой романа, молодой дворянин Евгений Онегин, разочаровался в жизни. Его дядя оставил ему собственность. Устав от светской жизни, Евгений уезжает в деревню. Здесь он знакомится с Ленским, они много общаются. Ленский познакомил Евгения с семьей Лариных. Сам Ленский влюблен в Ольгу, ветреную юную красавицу, у которой есть сестра Татьяна, полная ее противоположность. Она образованная девушка, воспитанная на романах. Ее чистая и романтичная душа желает легкой, искренней и верной любви. Юная девушка решается на сильный поступок: признается в любви герою своей мечты, воплощенной в образе Онегина. Молодой дворянин отказывается от любви девушки. Сложно представить, какие чувства испытает девушка после слов Онегина. Это боль, стыд, разочарование. Это огромный стресс для девушки, выросшей полностью уверенной в истинных чувствах героев книги.

Ленский готов бороться за свою любовь, вызывает Онегина на дуэль после того, как Онегин начинает открыто ухаживать за Ольгой. Молодой человек умирает. Спустя несколько лет, встретив уже замужнюю Татьяну, он понимает, понимает, что упустил настоящую любовь. Он объясняет Татьяне, но теперь она отвергает его любовь. Девушка высоконравственна и никогда не пойдет на измену. Основная идея романа — показать проблемы любовных отношений. Чувства героев, их переживания отражали сущность общества того времени. Проблема человека в том, что он подчиняется мнению людей. Татьяна отвергает любовь Евгения, так как опасается осуждения высшего общества, в кругах которого она сейчас вращается.

Обобщая анализ произведения в «Евгении Онегине», можно выделить главную суть романа: человек, духовно опустошенный, попадает под влияние общества, не стремясь к самоутверждению. Конфликт между человеком и обществом подчинен одному факту, что общая сила подавляет и уничтожает человека, если он не пойдет противостоять системе.

То, чему учит эта работа, всегда актуально: умению делать собственный выбор и жить полной жизнью.

Главные герои

Для чего автор использовал кольцевую композицию? С помощью этой техники Пушкин выявил изменения в характере героев. В начале произведения Онегин покидает верхний мир. Не без иронии поэт отзывается о своем герое, подчеркивая, что образование Евгения было поверхностным, настолько, что он был известен среди представителей столичной аристократии как интеллигентный.

В первых нескольких главах Онегин — бездельник, неспособный заполнить свободное время творчеством или чтением. Но позже он появляется в роли глубоко мыслящей личности. Еще одна черта, которую потерял Евгений, — это насыщенность жизни. Пушкинский герой изначально равнодушен к окружающим. Его даже не трогают чувства, которые испытывает к нему Татьяна — умная девушка, выгодно отличающаяся от других представительниц провинциального общества.

В конце романа Онегин — пылкий любовник. Татьяна же сдержанная и холодная. Однако надо сказать, что при всех внешних изменениях и Онегин, и Ларина в душе остались прежними. Он высокомерный аристократ. Она наивная и искренняя деревенская девушка. После обрушившегося на героиню разочарования она вынуждена скрывать свои чувства. Что касается Евгения, то его любовь, скорее всего, связана с внешней блеском Татьяны, ныне светской женщины.

Другие персонажи

  • Ольга Ларина — младшая сестра Татьяны, легкомысленная и веселая девочка, ни о чем не говорившая.
  • Владимир Ленский — парень Ольги, друга Онегина. Учился в Германии, пишет стихи. Его отличает мечтательный задор и романтичность, незнание жизни.
  • Дмитрий Ларин — помещик, отец Татьяны и Ольги, добродушный и гостеприимный человек, любивший свою жену.
  • Мать Татьяны и Ольги — добродушная помещица, которая до замужества обожала романы Ричердсона. Вышла замуж не по любви, но привыкла к мужу и даже придумала, как с ним обращаться.
  • Зарецкий — помещик, сосед Онегина, «старый дуэлянт» и сплетник.
  • Князь Нет. — Генерал, муж Татьяны, родственник и друг Онегина. Он любит свою жену и гордится ею.

Лирические отступления

Еще одна важная особенность композиции романа — наличие многочисленных лирических отступлений. В них автор раскрывает завесу на историю создания романа, характеризует его героев, предлагает широкую панораму культурной жизни столицы, а затем, наоборот, показывает идиллическую картину деревенской жизни, рисует Поэтические Пейзажи Центральной России рассказывают о деревенских обычаях и традициях.
Все перечисленные выше композиционные приемы позволяют автору не только представить, по сути, незатейливый сюжет, но и показать большую картину русской жизни, дистанцироваться от скучных литературных канонов и, как следствие, создать гармоничную целостную картину и завершить работу.

Композиция романа Пушкина «Евгений Онегин»

Роман Пушкина «Евгений Онегин» — классический образец зеркальной композиции.

Композиция может быть линейной, перевернутой, круговой, зеркальной.

Последний тип композиции назван так потому, что отдельные эпизоды произведения как бы отражают друг друга, повторяются во всех внешних деталях, но при этом подчеркивают существенные качественные различия.

По основному сюжету легко выделить эпизод, отражение которого становится финальной сценой романа. Это разговор Татьяны и Онегина в саду.

Напомним, это происходит на следующий день после того, как Онегин получает любовное письмо от Татьяны.

Застенчивая девушка боится взглянуть на властителя своих мыслей, она тоже взволнована, но с ее уст слетает довольно суровое рациональное суждение:

… К мечтам и годам возврата нет; Не обновлю душу… Я люблю тебя любовью брата И, может быть, даже нежнее. Слушайте меня без злобы: девушка не раз сменит сны о свете; Затем каждую весну дерево меняет листья. Так что, судя по всему, небу суждено. Вы все равно будете любить: но… Научитесь управлять собой: не все поймут, что вы, как я; Неопытность приносит неприятности.

Онегин оправдывает свой отказ непривлекательным образом семейной жизни с ним:

Что может быть хуже на свете, чем семья, где бедная жена оплакивает недостойного мужа и днем ​​и ночью одна; Где скучный муж, знающий себе цену (Судьба, впрочем, проклинающий), всегда хмурый, молчаливый, сердитый и холодно ревнивый! Вот кто я. И разве это то, чего вы искали с чистой и пламенной душой, когда писали мне с такой простотой, с таким умом? Неужели суровая судьба уготовила вам столько всего?

Попробуйте почернить глаза Татьяны, признать душевную холодность, гибель ее души:

Но я не создан для счастья; Моя душа ему чужда; Ваши совершенства напрасны: я совсем недостоин.

Эти типичные приемы любовного этикета, прописанные на случай, если вы хотите избавиться от нежелательного ощущения вроде грома, поражают растерянную Татьяну. Она чувствует стыд, вину и боль, но находит в себе силы справиться с собой.

Финальная сцена романа, когда Татьяна получает письмо Онегина, а затем получает его в своей гостиной, повторяет прямо противоположное «расположению фигур» первого эпизода. Теперь Онегин — вопрос, а Татьяна — ответ.

Его положение на коленях — знак покаяния. Ее слезы — доказательство неугасаемых чувств.

Но зеркало не обернется против истины: теперь Татьяна должна отвергнуть Онегина. Ему предшествует умышленный отказ, упрек в сомнительный замысел Онегина:

… Так — не так ли? — в пустыне, вдали от суетного шума, ты меня не любил… Почему ты меня теперь преследуешь? Почему ты имеешь в виду меня? Это не потому, что мне теперь нужно появиться в высшем мире; Что я богата и знатна, Что муж мой искалечен в бою, Почему суд за это нас ласкает? Разве это не потому, что теперь мой стыд заметят все и могут принести вам соблазнительную честь в обществе?

Страсть, в которой признается Онегин, Татьяна называет оскорбительной:

Я плачу . если ты еще не забыл свою Таню, то знай: резкость твоих издевательств, холодный и строгий разговор, будь у меня сила, я бы предпочел оскорбительную страсть и эти письма и слезы . К моим детским мечтам Тогда хоть пожалей тебя, хоть годами уважаю… А теперь! — что привело тебя к моим ногам? что немного! Как с твоим сердцем и разумом быть чувствами маленького раба?

В нем оскорбляется внутренняя чистота. Татьяна, как умеет, борется за нее, объясняя свое неприятие Онегину.

ее обидело то, что она настоящая — деревенская девушка, никому не известная — она ​​не нуждалась в нем, и теперь, помещенная в условия благородства и блеска, она стала желанной.

Может быть, в глубине души Татьяна не верит, что чувства Онегина к ней настоящие. Его приговор суров:

Я вышла замуж. Вы должны, пожалуйста, оставить меня; Я знаю: в твоем сердце и гордость, и прямая честь. Я люблю тебя (зачем прятаться?), Но я отдал себя другому; Я буду ему верен навсегда.

Возобновляя композицию романа с возвращением Онегина в Петербург, Пушкин завершает первоначальный путь героя, констатируя его неудачу.

С композиционной точки зрения роман состоит из следующих частей:

  • глава 1 — расширенная экспозиция (знание Онегина)
  • 2 глава — начало сюжета «Онегин — Ленский» (знакомство Евгения и Владимира)
  • глава 3 — начало сюжета «Онегин — Татьяна» (знакомство с Евгением и Татьяной, письмо от Татьяны)
  • глава 4 — развитие событий (неприятие Татьяны)
  • глава 5 — развитие событий (день рождения Татьяны)
  • глава 6 — кульминация и эпилог сюжета «Онегин — Ленский» (Евгений убивает Владимира на дуэли)
  • глава 7 — развитие событий (Евгений уезжает в путешествие, Татьяна уезжает в Москву)
  • глава 8 — кульминация и эпилог сюжета «Онегин — Татьяна» (встреча героев, признание Евгения и неприятие Татьяны).

Евгений Онегин – Анализ. Особенности композиции

«Что касается учебы, то Пушкин стремился создать уставшего, недовольного и скучающего героя, равнодушного к жизни и ее радостям, — настоящего героя времени, зараженного« болезнью века »- скукой автор не только пытался показать характерные черты скуки, он хотел узнать ее источник, то есть откуда она. Понимая, что жанр романтической поэмы предполагает статичность героя, Пушкин сознательно отказывается от нее пользу романа, жанра, в рамках которого можно показать динамику развития персонажа.

Пушкин конструирует композицию «вольного романа», в центре которой фигура автора, выстраивающего отношения не только с героями, но и с читателями. Роман написан в форме разговора между автором и читателем, что создает впечатление, будто он написан на глазах читателя, что делает его непосредственным участником всех событий.

Жанр «Евгения Онегина» — роман в стихах — предполагает наличие двух художественных начал: лирического и эпического. Первый связан с миром автора и его личными переживаниями и проявляется в лирических отступлениях; второй предполагает объективность повествования и отстраненность автора от событий, описываемых в романе, и представляет мир эпических героев.

В прозаическом романе главное — это герой и то, что с ним происходит. А в стихотворении композиционным ядром является сама поэтическая форма и авторский образ. В «Евгении Онегине», как и в романе в стихах, сочетаются конструктивные принципы прозы (деформация звука из роли смысла) и поэзии (деформация смысла из роли звука).

Поэтическая форма определила в «Евгении Онегине» как композицию, так и особенности сюжета. Специально для этого произведения Пушкин придумал особый тип стихов — стихи Онегина. Это немного измененная структура сонета: четырнадцать строк тетраметра ямба с определенной схемой рифмы. В первом четверостишии рифма скрещена, во втором — сцеплена, а в третьем — окружена. Схематично это выглядит так: AbAb CCdd EffE gg (заглавные буквы указывают на женский род рифмы, т.е ударение приходится на предпоследний слог рифмующихся слов, а строчная — на мужской, в котором ударение приходится на последний слог рифмующихся слов).

Когда дело доходит до составления пьесы, важно отметить два момента. Во-первых, он симметричный (его центр — мечта Татьяны в пятой главе), во-вторых, замкнутый (действие началось весной 1820 года в Петербурге и закончилось там пятью годами позже). В романе два сюжета: линия дружбы и линия любви, а второй отражается: в третьей главе Татьяна пишет письмо Онегину и понимает, что ее чувства не взаимны, а в восьмой меняет роли.

Кроме того, для понимания композиции произведения важны пейзажные зарисовки, с помощью которых автор помогает читателю углубить суть переживаний своих героев и подчеркивает особенности их персонажей. Например, контраст Онегина и Татьяны наиболее ярко проявляется на примере отношения героев к сельской природе.

 

Оцените статью
Блог про "Евгения Онегина"