- Значение лирических отступлений в «Евгении Онегине»
- Изображение природы
- Роль лирических отступлений Пушкина
- Вариант 1
- Вариант 2
- Философские рассуждения о жизни и смерти
- Отступления – источник сведений
- Создание романа
- Сюжет романа
- Образ автора
- Сочинение Роль лирических отступлений в Евгении Онегине
- Житейские истины
- Судьба России
- Тематика и формы лирических отступлений в «Евгении Онегине»
- Отступления в главах романа
- Влияние личных переживаний
- Основные разновидности
- Особенности повествования
- Роль лирических отступлений в одном из произведений русской литературы 19-го века
- Размышления по поводу развлечений
- Лирические отступления в «Мертвых душах»
- Биографические сведения
- Тема дружбы
- Историческое полотно
- Назначение лирических вставок
Значение лирических отступлений в «Евгении Онегине»
Лирические отступления в романе «Евгений Онегин» неспроста вплетены в структуру. Со стороны структуры произведения они созданы, чтобы перенести читателя в другой момент — после высказывания автора повествование начнется с новой точки. Именно с их помощью работа выходит на высокий инновационный уровень. Вряд ли удастся найти произведение, в котором авторские отступления играют такую же значительную роль, как «Евгений Онегин».
Сюжет «Евгения Онегина» похож на историю любви, но именно в авторских отступлениях раскрывается весь масштаб произведения. Автор частной истории общается по стране, красочно и достоверно описывает процессы, происходящие в стране.
Роман неслучайно называют «энциклопедией русской жизни», ведь из-за лирических отступлений автор оставляет в произведении важное место для размышлений и описаний веяний того времени. На первый взгляд, они не имеют отношения к самому сюжету, но именно они делают творчество Пушкина таким глубоким и масштабным. С помощью авторских отступлений рассказ Евгения достигает уровня шедевра мировой литературы.
Изображение природы
Автор предпочитает спокойный сельский образ жизни. Это качество отличает его от «Евгения Онегина», которому надоели провинциальные пейзажи. Цитаты использованы образно, передают настроение героя. Татьяна Ларина тоже родилась «для деревенской тишины». Пушкин, как и она, одинаково дорог:
- заснеженные «шатры, крыши и заборы»;
- «Затопленные луга»;
- «Прощай, красавица» осеннего леса.
Для поэта среда и времена года издавна существовали как самостоятельные явления. По словам Пушкина, все истинно русское неотделимо от природы. Неслучайно, проведя годы заточения в имении Михайловского, он придает ему такое большое значение.
Татьяна отдыхает душой в деревне в одиночестве, сообщая, что «много отдаст», чтобы туда вернуться.
Такие чувства писателю знакомы.
Роль лирических отступлений Пушкина
Вариант 1
В классической русской литературе нет произведения, равного по насыщенности сюжету романа Пушкина «Евгений Онегин».
На страницах романа поэт не только рассказывает о судьбах своих героев, но и делится с читателем своими творческими планами, рассказывает о литературе, театре и музыке, об идеалах и вкусах современников. Он вступает в воображаемую полемику со своими критиками, обсуждает природу, высмеивает обычаи и привычки местной и светской знати.
Благодаря лирическим отступлениям сюжет о любви и дружбе превращается в подробную картину времени, создается целостный образ России первой трети 19 века. Глазами автора роман показывает Пушкину образ современной русской культуры.
В лирических отступлениях первой главы автор рассказывает о достижениях русского театрального искусства, вспоминает о былой любви («Помню море перед бурей…»), предлагает схемы старинных костюмов («Прихоти Великий мир! »), он высказывает свое мнение о повадках светских« львов».
Тема любви, впервые выраженная в первой главе романа (элегическая память о поэте М. Волконской), впоследствии неоднократно становится причиной отклонений автора.
Комментируя «отказ», в котором Онегин отверг любовь Татьяны, Пушкин защищает героя от возможных обвинений, подчеркивая, что Онегин «не в первый раз . он проявил благородство, обращенное к душе». Стансы, посвященные любви Ленского к Ольге, окрашены легкой иронией («Его любили .. по крайней мере, он так думал…»).
Пушкин обращается к роману и теме дружбы. В конце четвертой главы автор вспоминает беззаботную атмосферу дружеских вечеринок. Воспоминания развиваются в игривом гимне дружбе. Здесь поэт прибегает к образному параллелизму: как верный друг лучше сосущей совы, так и «ай» предпочтительнее «бордо».
В связи с историей дружбы Онегина и Ленского возникает тема эгоизма, русского «наполеонизма». «Мы все смотрим на Наполеона…» — замечает поэт, подчеркивая, что эгоизм — характерная черта поколения.
Художественным открытием Пушкина стали реалистичные образы русской природы, которым посвящены многие страницы романа. Автор описывает все времена года, пейзажными зарисовками сопровождает основные события в судьбах героев.
Таким образом, сцене письма Татьяны предшествует описание ночного сада, а завершается изображение деревенского утра: великолепие гаснет. Есть долина
Сквозь пар становится ясно. Есть поток
Посеребрился…
Автор также говорит в романе о своем личном восприятии природы («Я рожден для мирной жизни…»).
Значительная часть авторских экскурсий посвящена проблемам русского языка и литературы, теме творчества. Так, в четвертой главе Пушкин ведет воображаемую полемику с «суровым критиком», который требует от стихов одиозной торжественности и предлагает поэтам сбросить «жалкий венец элегий».
Для Пушкина ода — устаревший жанр, но автор выступает против современных «поэтов в слезах», чье подражательное творчество нацелено на покорение «приятно томных» красоток.
В лирическом отступлении к седьмой главе, разыгранном на патриотическую тему, поэт раскрывается здесь как гражданин России, один из своих любящих сыновей:
Москва . сколько в этом звуке
Для русского сердца растаяло!
На страницах «Евгения Онегина» поэт делится с читателем размышлениями о творческом процессе создания романа.
Он жалуется на трудности, связанные с использованием иностранных слов в литературе; в конце третьей главы он легко заявляет, прерывая рассказ, что он должен «отдохнуть»; в пятой главе он говорит, что намерен «очистить эту пятую тетрадь / От отступлений», и, наконец, завершая роман, приветствует и своих героев, и читателя.
Обобщая сказанное, вспомним слова В.Г. Белинского, который писал, что «Евгений Онегин» отразил «всю жизнь, всю душу, всю любовь» поэта, его «чувства, концепции, идеалы».
Вариант 2
Лирические отступления как литературный прием довольно часто используются в художественных произведениях, и стихотворный роман «Евгений Онегин» не исключение. Пушкин свободно переходит от сюжета к лирическим сторонам, затем снова к сюжету.
Лирические отступления — размышления автора о любых событиях, происходящих в романе; с их помощью А.С. Пушкин знакомит читателей с нравами и обычаями того времени. С их помощью Пушкин рассказывает не только о жизни и быте главных героев, но и о его жизни, своем отношении к героям романа.
Описание природы также имеет большое значение. С их помощью автор показывает, насколько ему близка деревня, свой размеренный путь. И как далек от этого образа жизни его герой — Евгений Онегин.
Родилась «для деревенской тишины» и его героиня — Татьяна Ларина. Поэтому глазами Пушкин смотрит на заснеженные «шатры, крыши и заборы», «затопленные луга», «прощальную красоту» осеннего леса. Описания природы, времен года давно существуют вне произведения — как самостоятельные стихотворения.
Другие лирические отступления — это описания танцев, театра и сельского быта помещиков. Женским ножкам посвящена почти целая глава. Большое внимание уделяется театру. Поэт так красочно описывает шкатулки, Онегин в очках, что невольно попадаешь в зал.
Описание двух столиц также является важным лирическим отступлением. С его помощью Пушкин показывает свое отношение и отношение героев к этим городам.
Все, что действительно русское, говорит Пушкин, гармонирует с природой. Вот почему так много внимания уделяется описанию окружающей природы. А Татьяна обретает покой только на природе, в деревне, и говорит, что «много отдала бы», чтобы вернуться.
Философские рассуждения о жизни и смерти
Печальные мысли о жизни проникают в душу поэта, особенно в сценах смерти Ленского. Люди, как семена, «поднимаются, созревают и опадают». После них появляются другие, и так сменяются следующие поколения. «Племя» людей «растет, волнуется, кипит» и при этом не замечает, как движется к гробу и угнетает старшее поколение. Поэту всего 26 лет, его сверстники — герои романа, но в воздухе витают философские дискуссии о быстротечности жизни. Читателя поражает мудрость Пушкина.
У автора иное отношение к смерти. Смеется над врагами, на дуэлях, пугает эпиграммами. По смеху прослеживается серьезное отношение к людям, не ценящим жизнь: «. и он стыдится себя узнавать…», «. и спокойно целится в свой бледный лоб…».
Отступления – источник сведений
Но знаменитый роман в стихах составлен не из простой истории любви, так красиво описанной автором, а из лирических отступлений. В романе «Евгений Онегин» девять глав. Многие жители стран СНГ старшего поколения знали начало почти каждой главы наизусть, и первое, кто узнал ее целиком, вообще считалось чем-то прекрасным. И уже в нем читатель сталкивается с первыми несюжетными элементами произведения. Это воспоминания о его любви к Марии Волконской, с семьей которой он дружил, находясь в ссылке в Одессе, и дискуссии о русском балете, его репертуаре, о таланте Авдотьи Истомина, о театральной морали, о публике. Александр Сергеевич назначает всех главных представителей литературы и искусства того времени.
В первой главе А.С. Пушкин рассказывает о жизни и обычаях Петербурга, высшего общества столицы, к которому принадлежал молодой и красивый юный Евгений Онегин. Роль лирических отступлений в романе трудно переоценить. Всего 27 и чуть меньше 50 лирических вставок. Именно в них дан срез общества того времени: подробно описано, как люди всех сословий одевались, что ели, о чем говорили, что читали или не читали вообще. Первая глава полностью посвящена главному герою, в ней рассказывается, кем был отец, как он растратил свое состояние, какое образование получил Онегин, с какой радостью он вошел в мир и как через некоторое время сложились обычаи и образ жизни. Представителей высшего общества возмутило героя произведения. По ходу сюжета достаточно отступлений, в которых А.С. Пушкин выражает свое отношение ко всему, с чем сталкивается молодой дворянин. Роль лирических отступлений в романе «Евгений Онегин» высоко оценили как современники поэта, узнавшие в них себя, так и все последующие поколения, благодарные автору за столь ценные сведения.
Создание романа
В своем романе Пушкин настаивал именно на таком определении жанра, хотя внешне произведение больше похоже на стихотворение, поэт работал целых семь лет. Он закончил ее только в 1831 году. Пушкин назвал свою работу над ней настоящим подвигом. По его словам, только Борис Годунов был с ним так силен».
Поэт начал работать над «Онегином» в Кишиневе, когда находился в южной ссылке. В то время автор переживал творческий кризис, многое пересматривая в своем мировоззрении. В частности, он отказался от романтизма в пользу реализма.
Этот переход особенно очевиден в первых главах «Евгения Онегина», где романтизм еще идет в ногу с реализмом.
Изначально планировалось, что роман будет состоять из 9 глав. Но затем Пушкин переработал всю структуру, оставив только 8. Из окончательного содержания он убрал часть, посвященную путешествию Онегина. Его фрагменты можно найти только в приложениях к тексту.
В романе подробно описаны события 1819–1825 годов. Все начинается заграничным походом русской армии против французов и заканчивается восстанием декабристов.
Сюжет романа
Роман начинается с того, что молодой дворянин из Петербурга Евгений Онегин из-за болезни дяди вынужден уехать из столицы в деревню. Это сюжет этого произведения. Ведь Пушкин рассказывает о воспитании и воспитании главного героя. Они были типичными для представителя его круга. У него учились только иностранные учителя.
Его жизнь в Санкт-Петербурге была полна любви и интриг. Череда постоянных развлечений привела его к блюзу.
Он идет к дяде, чтобы поприветствовать умирающего родственника, но больше не находит его живым. Станьте наследником всего имения. Но вскоре в деревне к нему присоединилась блюз. Молодой сосед Ленский, только что вернувшийся из Германии, пытается его развлечь.
Оказывается, новый друг Онегина без ума от Ольги Лариной, дочери богатого местного помещика. У него есть еще одна сестра Татьяна, которая, в отличие от Ольги, всегда заботливая и спокойная. Онегин равнодушен к девушке, но сама Татьяна влюбляется в дворянина из Петербурга.
В этот момент она решает на беспрецедентный шаг: пишет письмо возлюбленному. Но и тогда Онегин ее отвергает, спокойствие семейной жизни ему противно. Вскоре, снова от печали и скуки, на вечеринке у Лариных Онегин заставляет Ленского ревновать к Ольге. Молодой и зажигательный Ленский тут же вызывает его на дуэль.
Онегин убивает своего бывшего друга и уезжает из села.
Роман заканчивается встречей Онегина и Татьяны в столице спустя три года. На тот момент девушка вышла замуж за генерала и стала настоящей светской дамой. На этот раз Юджин влюбляется в нее, но она отвергает его, потому что считает, что должна оставаться верной своему мужу до конца.
Образ автора
Благодаря большому количеству дополнительных ссылок и вставок автор романа сопровождает читателя при разработке сюжетов. Пушкин анализирует события романа и сравнивает их с реалиями жизни XIX века. Это позволяет читателю отправиться в путешествие во времени и ощутить атмосферу старости. Многие тенденции того времени характерны и для современного мира, поэтому читатель может извлечь для себя урок и найти ответы на многие интересующие вопросы.
Александр Сергеевич оценивает действия героев с разных сторон. Он может выразить несогласие с персонажем и объяснить свою точку зрения с помощью лирических отсылок. Автор показывает различия в мировоззрении, взглядах на жизнь и приоритетах.
Выступая в роли рассказчика, поэт выражает свое отношение к событиям «Евгения Онегина» и показывает реальную жизнь, поэтому большое внимание уделил раскрытию характеров как главных, так и второстепенных персонажей.
Читая роман, читатель может проследить изменение сознания Александра Сергеевича. В начале работы автор показывает себя новатором и революционером. У него амбициозные идеи, он выступает против старого порядка. В конце романа Пушкин становится более рассудительным и задумчивым. Он более внимателен к философии и смыслу жизни.
Отчасти это связано с ростом автора. Александр Сергеевич начал работу над романом в 24 года и закончил его через 8 лет. В этот период сознание поэта заметно изменилось под влиянием трагических событий в его личной жизни.
Сочинение Роль лирических отступлений в Евгении Онегине
Этот роман рассказывает чудесную историю любви. Из-за большого количества присутствующих в нем лирических отступлений стоит сказать, что автору удалось показать произведение яркое, удивительное и очень интересное. В эти отступления писателю удалось вложить все понимание персонажей и образов центральных персонажей, а также ему удалось запечатлеть страну такой, какой она была на тот момент. Стоит сказать, что мораль героев отражает суть человеческих взаимоотношений, и через ее призму можно понять, какими чертами характера люди обладали при жизни писателя.
Стоит отметить, что часть отступлений, добавленных автором к работе, является его воспоминаниями. Пушкин рассказывал истории о том, какие переживания и чувства испытывал в юности. Стоит отметить, что темой его творческих мотивов в то время было то, что он хотел написать о том, какие чувства он испытывал и на каких вечеринках присутствовал. Стоит сказать, что он мечтал стать известным писателем, поэтому его карьера началась с больших мечтаний о том, как он будет писать на более глубокие и вдумчивые темы и работает в будущем. Что касается публикации своего романа, у автора было много разных идей и мыслей по поводу их воплощения. Можно сказать, что лирические отступления помогли автору лучше прочувствовать стиль этого произведения.
Очень часто автор вносил грустные нотки в свои размышления и лирические отступления. Поскольку он понимал, что в моменты, когда с героями случается неудача, ему просто необходимо поделиться своими мыслями. Также стоит добавить, что когда, например, Ленский мертв, автор передает такую мысль читателям, чтобы они поняли, что писатель чувствует в этот момент. Можно также сказать, что благодаря лирическим отступлениям автор может показать другие свои чувства, например сочувствие, разочарование, гнев, радость и другие. В лирических отступлениях прослеживается и отношение автора к русской природе. В ней он видит очень интересные и удивительные образы, к которым испытывает светлые чувства. Работа получилась очень яркой, интересной и поучительной. Он говорит о необходимости встречать все, разделяя свое отношение, и, благодаря лирическим отступлениям, эта идея кажется очень ясной и открытой.
Житейские истины
Пушкин рассуждает о воспитании подрастающего поколения XIX века. Его стихи подходят для всех последующих веков: «.. мы все кое-чему научились и как-то…». Одна из радостей человеческой жизни, по мнению автора, — это дружба. Не все умеют дружить, чувство товарищества сменяется высокомерием: «.. всех чтим нулями, а себя как единства…».
Мирская мудрость заполняет строки о любви. Слова становятся крылатыми: «Чем меньше мы любим женщину, тем легче мы ей нравимся».
Позицию автора заполняет художественный текст. На материале станет проще написать эссе «Роль лирических отступлений в« Евгении Онегине ». Информация дополнит знания, полученные после прочтения романа.
Судьба России
Поэт любит русскую природу. Весеннее пробуждение приносит печаль. Россия спит и не может вырваться из лап ужасного режима. Это время перед восстанием декабристов: страх, сомнение, секретность. На страницах романа появляются проблемы страны. Российские дороги изменятся только через пять веков. Глухие уголки, где правят соловьиные воры, разбросаны по всей России. Автор видит, как магистраль соединит города, мосты будут стоять широкими арками. Но красоту цивилизации портят таверны, они появятся на каждой станции. В чем ирония этого автора или желание усталого путешественника?
Тематика и формы лирических отступлений в «Евгении Онегине»
Обширные отступления можно найти уже в первой главе романа. Они посвящены достижениям русского театрального искусства, очерку современных светских обычаев автора, мнениям о необычных повадках светских львиц и их мужей.
В первой главе романа впервые звучит тема любви. Критики считают, что по лирической и элегической памяти Пушкин грустит по Волконской. В следующих главах любовь становится причиной бреда автора.
Роль лирических отступлений в романе А.С. Пушкина трудно переоценить. С их помощью автор формулирует собственное мнение о происходящем, создает эффект участия читателя в происходящем, создавая иллюзию диалога с ним.
Например, эту роль лирического отступления в романе «Евгений Онегин» можно проследить до момента, когда автор комментирует неприятие главным героем любви Татьяны. Пушкин настойчиво защищает главного героя от обвинений, которые могут на него обрушиться. Он отмечает, что Онегин не впервые проявляет свое благородство.
Отступления в главах романа
В первой главе автор знакомит читателя с главным героем романа. Пушкин описывает черты характера, внешность и жизненные принципы Евгения Онегина. Лирические отступления этой главы посвящены театру. Александр Сергеевич проявляет любовь к театральному искусству и танцу Петербурга. В дальнейшем повествовании Пушкин указывает на безразличие главного героя к театру. С помощью этого литературного приема поэт подчеркивает отличительные черты характера Онегина.
Вторая глава романа начинается с описания кампании. Эти строфы не входят в список лирических вставок, потому что они выставочные. Рассказчик описывает места, где будут происходить основные события второй главы. Это важно для дальнейшего повествования. Авторские отклонения присутствуют в строфах 14, 17 и 18. Они раскрывают нюансы дружеских отношений в дворянском обществе и описывают факты из жизни автора. С помощью этих вставок Пушкин хотел оставить память о себе для будущих поколений.
Третья глава посвящена отношениям Онегина и Татьяны. Здесь лирические отсылки показывают генеральные планы Александра Сергеевича. Пушкин симпатизирует Татьяне. Эти строфы демонстрируют связь между автором и героями романа.
В четвертой и пятой главах много рассуждений Онегина. Они не являются лирическими отступлениями и описывают основные мотивы главного героя. Они демонстрируют разочарование Эудженио из-за признания Татьяны в любви. Авторские отступления посвящены увлечениям светской молодежи. Пушкин детализирует альбомы девушек на стихи и письменные признания в любви. Поэт также рассуждает о важности поэзии.
Глава 6 содержит большое количество строф, в которых Александр Сергеевич размышляет о желательности убийства человека. Сожалеет о смерти Ленского после дуэли с Онегиным. Пушкин понимает, что прожил половину своей жизни. Автор понимает, что ему нужно продолжать жить, несмотря на смерть близкого человека.
В главе 7 автор описывает весенние пейзажи и пробуждение природы. Весна была наименее любимым временем года для поэта. По этой причине он показал это в темных тонах.
В заключительной главе автор вспоминает свою жизнь. В нем рассказывается о детстве, годах учебы, путешествиях на Кавказ и в Молдову.
В лирических отступлениях Пушкин рассуждает и о нравах современного общества. Стихотворение завершается внесюжетной вставкой, в которой автор приветствует читателя.
Влияние личных переживаний
Лирические отступления в пушкинском «Евгении Онегине» можно связать с биографией поэта. В тексте можно найти намеки на факты из жизни Александра Сергеевича, к которым относятся:
- детские воспоминания;
- связь;
- несогласие с властью;
- дружба с исключительными людьми.
С их помощью автор оценивает личности Онегина, Ленского, Татьяны и Ольги. Контрастируя с ними в некоторых сценах, он демонстрирует свою зрелость как личность и как писатель.
Основные разновидности
В романе Пушкина «Евгений Онегин» можно увидеть 7 основных типов лирических вставок. Их характеристики:
- Автобиографичный. Они исследуют жизненный путь А.С. Пушкина. Произведение содержит большое количество фактов из детства и юности автора. Впоследствии эти напоминания использовались литературоведами при составлении подробной биографии Александра Сергеевича.
- Литературно-противоречивый. Поэт говорит о литературном языке и обилии иностранных слов в современном русском языке. Также автор выражает свое отношение к классицизму, реализму, сентиментальности и романтизму.
- Мораль и этика. Пушкин рассуждает о нравственности людей в Российской Империи в начале 19 века. Он отражает дружбу, любовные отношения, институт семьи и конфликты между поколениями.
- Естественный. Автор описывает живописные места России. Полюбуйтесь красотой русской природы и придайте характеристики всем временам года.
- Исторический. Поэт перечисляет множество фактов из русской истории. Наибольшее количество авторских отступлений на эту тему посвящено Отечественной войне 1812 года. Пушкин пишет о влиянии этого исторического события на развитие Российской Империи и формирование пушкинского поколения.
- Одомашненный. Александр Сергеевич приводит факты из повседневной жизни представителей разных сословий. Описывает методы обучения непрофессиональной молодежи и популярные формы массовых развлечений. Даже в повседневных лирических вставках можно познакомиться с модой 19 века.
- Мораль и этика. Автор пытается найти ответы на сложные философские вопросы. Эти напоминания полны глубоких мыслей на темы дружбы, любви, добра и зла.
В таблице представлены примеры основных разновидностей текстовых подписей в романе.
Вид лирических отступлений | Цитата из литературного произведения |
Автобиографический | «Я тоже ходил туда, но север мне больно» |
Литературная полемика | «Чтобы описать мой бизнес: но брюки, фрак, жилет, всего этого нет по-русски…» |
Философский или морально-этический | «Увы! На бразды правлениях жизни Мгновенный урожай поколения По тайной воле провидения, Восстань, взрослею и падай; Остальные следуют за ними… Тогда наше ветреное племя растет, волнуется, кипит И в могилу прапрадедов печатать» наше время, наше время придет…» |
Исторический | «Москва… как много в этом звуке растаяло для русского сердца! Как это прозвучало!» |
Одомашненный | «Мы все чему-то научились, так что с образованием, слава Богу, неудивительно, что мы сияем» |
Естественный | «Когда дети счастливы, люди режут лед коньками» |
Особенности повествования
В своем романе Пушкин знакомит с бытами и обычаями того исторического периода, в котором он жил, дает подробное описание персонажей, чтобы у читателя было собственное мнение о них. Сделать это сможет только настоящий мастер слова, чтобы не испортить сюжет. Лирические отступления Пушкина в романе «Евгений Онегин» построены очень ловко. Автор стал таким же участником происходящего, как и другие персонажи, он:
- говорит о своем прошлом;
- дает свои оценки различным событиям.
Благодаря таким приемам Александр Сергеевич дает возможность понять, как он относится к героям.
Автор хочет, чтобы читатели любили, не любили и обсуждали некоторые из их действий.
Экскурсии стали материалом, который помогает понять внутренний мир Онегина, объясняет, почему это именно так. Можно было показать свою активную позицию, но в романе этого нет, так как главный герой бездействует. Невозможно представить его в компании декабристов и впоследствии разделить их судьбу. Те войдут в историю как бунтовщики, а незначительный жизненный путь главного героя не вызовет интереса у потомков, так как ничего значительного он не совершил.
Роль лирических отступлений в одном из произведений русской литературы 19-го века
Вступление:
Роман Александра Пушкина «Евгений Онегин» — это «энциклопедия русской жизни, отражающая историческую эпоху, представленную в сюжете и сюжете героя, в объективном повествовании. Сам Пушкин писал, что под романом он понимает« историческую эпоху, основанную на художественное повествование ». Но Пушкин написал не только роман, но и роман поэтический.
В письме к П.А. Вяземскому он четко подчеркнул эту особенность «Евгения Онегина»: «Я пишу не роман, а роман поэтический — разница между дьяволом». Этими словами Пушкин подчеркнул нестандартность своего романа. В восьмой главе автор называет свое произведение «бесплатным». Что предлагает эта свобода. Прежде всего, это неформальный разговор автора с читателями. Главная роль в романе принадлежит автору, он — центр лирического повествования.
Произведение насыщено многочисленными лирическими отступлениями. Лирические отступления первой главы биографические. В первой главе автор рассказывает о юности и упоминает южную ссылку, в шестой главе автор приветствует молодежь, в восьмой главе рассказывает о годах лицея, когда Муза стала появляться «в садах лицея». Эти строки еще раз подчеркивают, что Пушкин — и герой романа, и его автор, личность творческая, мыслящая, незаурядная.
Размышления по поводу развлечений
Авторские отступления в «Евгении Онегине» гармонично вписываются в содержание и являются его выразительным дополнением. Автобиографические заметки позволяют узнать быт знати и увлечения самого поэта. Это создает достоверный образ изображаемой эпохи с реалистичными персонажами.
Примеры лирических отступлений, обсуждаемых в классе, включают танцы, театры в Санкт-Петербурге и Москве, а также образ жизни помещиков. Из описаний можно узнать царящую атмосферу в двух столицах, а также отношение к ней героев. Пушкин очень живо изображает лоджии театров, чтобы читатель мог представить себе всю роскошь убранства этого места. То, что происходит с шарами, четко нарисовано. В отдельной главе хвалят только женские ножки.
Лирические отступления в «Мертвых душах»
Еще одно известное произведение, использующее этот стилистический прием, — стихотворение «Мертвые души». В этих отступлениях писатель размышляет о России, о том, что ее ждет в будущем, об особенностях русского народа. В Dead Souls их можно разделить на две группы:
- лирические отступления от подробного плана, в котором автор рассказывает о России и ее будущем;
- характеристика индивидуальных особенностей русского человека или черт характера.
Биографические сведения
Часть отступлений романа — воспоминания поэта. Пушкин рассказывает о школьных годах, разделяет интересы юности. О первых поэтических попытках классик говорит: «Муза стала появляться…». О чем пишет молодой автор: праздники, подвиги молодежи. Пушкин прославил старину, передал мечты трепетного сердца.
Пушкин разделяет сомнения по поводу формы и содержания романа, вышедшего из-под пера. Он признает, что текст противоречивый, скорее всего, цензорам он не понравится. Поэт уверен: роман принесет славу, «кривую речь, шум, брань». Автор просматривает полученный текст, но не хочет его исправлять. Пусть журналисты «съедят» плоды своего труда. Первыми читателями будут петербуржцы: «Иди на берег Невы, новорожденное создание».
Тема дружбы
Какова роль лирических отступлений в романе «Евгений Онегин», можно понять по тому, как он освящает тему дружбы. Это происходит в самом конце четвертой главы.
В нем автор с удовольствием вспоминает беззаботные вечеринки между друзьями, все это вскоре превращается в ироническое прославление настоящей дружбы.
Обсуждая дружбу Онегина и Ленского, Пушкин поднимает вопрос о нарциссизме и презрении к другим. Утверждать, что эгоизм — одна из типичных черт поколения.
Историческое полотно
Почему Виссарион Белинский характеризует роман как исторический, если он не содержит исторических персонажей и событий? Потому что именно в отступлениях А.С. Пушкин яркими и четкими красками рисует картину жизни страны, разбившей объединенную армию Европы под предводительством Наполеона. Автор освещает абсолютно все темы, в том числе и экономику: он говорит о крепостном праве и налогообложении крестьян.
Это интересно, потому что роман заканчивается годом декабрьского восстания. Роль лирических отступлений в романе «Евгений Онегин» высоко ценится еще и потому, что они становятся известны по мелким деталям, складывающимся в общую картину феодальной России. Даже самая добрая сельская помещица, мать Татьяны Лариной, заставляла девочек, собирающих клубнику, петь песни, чтобы они не могли съесть ни одной ягодки. А Евгений Онегин, о котором автор отзывается с симпатией, по приезде в село заменил невыносимые налоги легким отказом. Некоторые исследователи романа даже предполагали, что главный герой впоследствии станет декабристом.
Назначение лирических вставок
Лирические отступления в произведении «Евгений Онегин» позволяют читателю узнать много фактов об особенностях жизни в Российской империи начала XIX века. Они являются неотъемлемой частью структуры романа и важны для правильного восприятия текста.
Пушкин стал первым русским поэтом, применившим этот литературный прием. По этой причине «Евгений Онегин» — одно из немногих произведений искусства, подробно описывающих бытовые ситуации, характерные для той эпохи.
В лирических вставках автор обсуждает следующие темы:
- дружба и любовь;
- современные увлечения;
- правила этики и морали;
- роль поэзии;
- красота русской природы.
В лирических отступлениях автора от «Евгения Онегина» раскрывается масштабность произведения. Работа содержит огромное количество рассуждений на самые разные темы, не относящиеся к ее основной теме.
Лирические отсылки позволили Пушкину начать рассказ с новой точки. Они дают читателям возможность понять основные моральные тенденции и нормы современной эпохи. С помощью авторских вставок можно узнать об отношении рассказчика к важным социальным, политическим и культурным вопросам.