Критика

Е.А. Баратынский (1800-1844)

Один из первых комментариев к роману принадлежит Баратынскому, который в письме к Пушкину сожалеет о непонимании романа большинством читателей:

Мы выпустили еще две песни «Онегина». Каждый интерпретирует их по-своему: одни хвалят, другие ругают, все читают… Большинство не понимают. Они ищут романтический галстук, ищут обыденного и, конечно, не находят его. Высокая поэтическая простота вашего творчества кажется им убогостью вымысла, они не замечают, что перед их глазами проходит старая и новая Россия, жизнь во всех ее изменениях.

К.Ф. Рылеев (1795-1826)

Роман не нашел понимания среди писателей-декабристов, отличавшихся от Пушкина в понимании искусства. Так что Рылеев не считает Онегин лучшим произведением автора:

самую первую песню Онегина я еще не читал. Теперь я все слышал: это красиво; вы уловили все, что представляет собой только такой объект. Но Онегин, судя по первой песне, находится под Бахчисарайским фонтаном и кавказским пленником.

Не знаю, каким будет следующий Онегин: возможно, в следующих песнях он будет иметь такую ​​же заслугу, как Дон Жуан: чем дальше в лес, тем больше дров; но сейчас он ниже Бахчисарайского фонтана и Кавказа. Заключенный. Готов обсуждать это до второго пришествия.

А.А. Бестужев (1797-1837)

Каким бы хотелось видеть роман писателям-декабристам, можно понять со слов Бестужева. Они хотели бы видеть Онегина незаурядным человеком, а не просто одним из многих среди нас. Следовательно, роман должен быть ближе к романтизму, чем к реализму.

Я вижу денди, который предан моде душой и телом — я вижу человека, которого встречаю тысячами в реальности, потому что именно холодность, человеконенавистничество и странности теперь входят в число устройств для ванной. Конечно, многие образы прекрасны, но они не полны, вы уловили свет Петербурга, но не проникли в него.

Но не думайте, что роман был отвергнут. Бестужев отдает должное авторскому мастерству.

Не думайте, что мне не нравится ваш Онегин, наоборот. Вся ее часть сновидений прекрасна, но в этой части я больше не вижу Онегина, только тебя. Я даже не советую вам так писать, потому что это должно понравиться широкой публике, но я просто хочу, чтобы вы потеряли веру в его превосходство над другими. Однако мое мнение не аксиома, но я невольно предпочитаю то, что потрясает душу, что возвышает ее, что трогает русское сердце

Главные герои

Евгений Онегин — богатый, знатный, культурный, красноречивый, светский молодой человек.

Татьяна Ларина — красивая, умная, культурная, серьезная девушка.

Владимир Ленский — молодой мечтатель, поэт, друг Онегина.

Ольга Ларина — младшая сестра Татьяны, ее полная противоположность, веселая и ветреная сова.

Обратите внимание, у нас также есть:

  • для более рациональных — Аннотации «Евгений Онегин»
  • для самых нетерпеливых — очень краткое содержание «Евгения Онегина»
  • для самых общительных — главные герои «Евгения Онегина»
  • для любопытных — «Евгений Онегин» Пушкинский разбор
  • для самых крутых — прочтите «Евгения Онегина» полностью

Н.А. Полевой (1796-1846)

Первый достаточно серьезный негативный отзыв принадлежит Полевому. Рецензия посвящена первой главе романа. В обзоре указывается на подлость описаний и отсутствие «важных мыслей» и идей.

При этом Полевой отстаивает жанр романа в стихах, подчеркивает отношение к действительности:

он рисует различные позиции и отношения с окружающими предметами с неповторимым искусством

и подчеркивает национальность романа:

мы видим наши, мы слышим наши высказывания, мы смотрим на наши странности

И.В. Киреевский (1806-1856)

Более системно, с точки зрения развития творческого пути Пушкина, Киреевский подошел к оценке романа. Он знаменует собой начало нового этапа в русской литературе со следующими характеристиками:

живописность, какая-то беззаботность, особая забота и, наконец, нечто непередаваемое, понятное только русскому сердцу

Однако Киреевский не смог понять ни главную идею романа, ни характер главного героя.

Ф.В. Булгарин (1789-1859)

Роман вызвал резкое недовольство реакционной критики. Недовольство было вызвано как содержанием, так и эстетическими принципами. Эта деталь описания жизни простых людей в то время оценивалась отрицательно. От поэзии требовали возвышенности. Булгарин пишет:

Мы никогда не думали, что эти предметы могут быть очарованием поэзии и что изображение кастрюль, сковородок и т.д. Может быть таким соблазнительным

в чем истинное достоинство поэзии? а тем временем две утки мылись в луже, а коза поссорилась с домашней собакой, или, если истинная красота поэзии заключается в мастерском расчете кухонной утвари и различных предметов домашнего обихода, таких как: стулья, сундуки, матрасы, пуховые одеяла, клетки с петухами, горшками, горшками, тазом и так далее, тогда .. chacun a son goût, господа

В.Г. Белинский (1811-1848)

Наиболее ценны отзывы Белинского, давшего подробное описание романа. Белинский первым назвал роман «энциклопедией русской жизни» и подчеркнул важность романа на новом этапе развития русской литературы.

Белинский ценит героев романа как обычных представителей общества в определенных условиях жизни. Онегин пишет:

бездействие и пошлость жизни душат его; он даже не знает, что ему нужно, чего он хочет

Белинский верит в возможное возрождение Онегина:

Что случилось с Онегиным? Возродила ли страсть его для новых страданий, более соответствующих человеческому достоинству? Или он убил всю силу своей души, и его безрадостная меланхолия превратилась в мертвую, холодную апатию? — Мы не знаем, а зачем нам знать, когда мы знаем, что силы этой богатой природы остались без применения, жизнь без смысла и романтика без конца? Достаточно знать это, чтобы не хотеть знать больше

Примечательно и описание Белинского Ленским:

Так что это было совершенно новое явление, и люди этого типа действительно начали появляться в российском обществе

такие люди, как Ленский .. либо перерождаются в совершенных филистимлян, либо .. становятся устаревшими мистиками и мечтателями

Белинский особо подчеркнул образ Татьяны, возвышая его:

Вся его жизнь пронизана той целостностью, тем единством, которое в мире искусства является высшим достоинством художественного произведения

В результате Белинский приходит к следующему выводу:

в лице Онегина, Ленского и Татьяны Пушкин изобразил российское общество в одном из этапов его становления, развития

А.И. Герцен (1812-1870)

Герцен продолжил идеи Белинского и сравнил роман с революционными изменениями в российском обществе:

Каждая песня «Онегина», появившаяся после 1825 года, отличалась все большей глубиной. Первоначальный план поэта был расслабленным и безмятежным; он обрисовал это в другое время, поэта тогда окружало общество, которому нравился этот ироничный, но доброжелательный и веселый смех. Первые песни «Онегина» очень напоминают колкого, но искреннего комика Грибоедова. Слезы и смех — все изменилось

Герцен считал, что роман может быть только отражением декабрьских событий, и другие интерпретации неверны:

Те, кто говорят, что стихотворение Пушкина Онегина — русский Дон Жуан, не понимают ни Байрона, ни Пушкина, ни Англии, ни России: они судят по их внешнему виду

Н.А. Добролюбов (1836-1861)

В ответах 1950-60-х годов высокая оценка значимости образа Онегина сочетается с его осуждением. «Лишний» человек больше не кажется прогрессивным. В статье Добролюбова говорится:

Его Онегин — это не просто светское покрывало; это человек с большой силой духа, человек, понимающий пустоту жизни, в которую его зовет судьба, но не имеет силы характера, чтобы выбраться из нее

Отмечая заслуги Пушкина в образовании «лишнего» человека в русской литературе, Евгений Добролюбов сам определяет его как «пошлого», очень нелестного и «москвича в плаще Гарольда»

Д.И. Писарев (1840-1868)

Роман и его автор Писарев получили крайне негативные оценки. Ярый «реалист» демократ пытается дискредитировать национальность романа и образ главного героя. Эта оценка, выдвинутая под прикрытием борьбы за «чистое» искусство, во многом обусловлена ​​антипатией Писарева к дворянскому сословию. Как истинный нигилист, Писарев считает, что для движения вперед необходимо уничтожить все старое.

Онегин пишет:

мы совершенно не относимся к типу Онегина; мы ему ничего не должны; это бесплодный тип, неспособный ни к развитию, ни к возрождению; Скука Онегина может возникнуть только из ничего, кроме глупостей и плохих вещей

Писарев также неуместно говорит о Татьяне, называя ее существом с фантазией, испорченной любовными романами.

И.А. Гончаров (1812-1891)

Гончаров также оставил положительную рецензию на роман, который продолжил представления Белинского о Пушкине как отце русского реалистического искусства. Особое внимание он уделил сестрам Лариным, увидев в них два типа русских женщин:

Один из них — безусловное и пассивное выражение эпохи, шрифт, отлитый, как воск, в законченной и доминирующей форме. Другой — инстинктом самосознания, оригинальности, самодеятельности… Татьяна и Ольга из Пушкина как нельзя лучше отреагировали на свой момент

Ф.М. Достоевский (1821-1881)

Достоевский высказал неоднозначное мнение о романе. Сначала он соглашался с Белинским, называя Онегина образом русского общества:

Онегин принадлежит как раз к той эпохе нашей исторической жизни, когда чуть ли не впервые начинается наше усталое сознание и наше усталое недоумение в результате этого сознания, когда мы смотрим по сторонам. Внешность Пушкина принадлежит этой эпохе, и поэтому он первым заговорил на самостоятельном и сознательном русском языке… Скептицизм Онегина сначала нес в себе что-то трагичное, а иногда отвечал «озорной иронией». В «Онегине» впервые русский человек с горечью осознает или, по крайней мере, начинает чувствовать, что ему нечего делать на свете

И считая его трагическим персонажем

Онегин до сих пор страдает только от того, что не знает, что делать, он даже не знает, что уважать, хотя твердо уверен, что есть то, что нужно уважать и любить

Однако, как и в случае с критикой «Героя нашего времени», его мнение в корне меняется с ростом революционных идей, с которыми Достоевский не мог согласиться. Достоевский осуждает Онегина и считает, что он больше не популярный персонаж.

Он становится эгоистом, а тем временем смеется над собой, потому что даже не умеет быть эгоистом. О, если бы он был по-настоящему эгоистичным, он бы успокоился!

Отзыв о романе Евгений Онегин Пушкина

Недавно мне довелось познакомиться с одним из самых известных произведений великого классика Александра Сергеевича Пушкина: стихотворением «Евгений Онегин».

Главный герой — Евгений Онегин — молодой дворянин. Он пользуется большим успехом в обществе, особенно среди женщин. Его жизнь веселая и беззаботная, состоит из развлечений и танцев. Но вскоре его дядя Эухенио умирает, оставив имущество в наследство племяннику. Онегин идет в имение.

Там он познакомился с молодым поэтом Владимиром Ленским, с которым главный герой постепенно сдружился. Ленский влюблен в легкомысленную красотку Ольгу Ларину и Евгений решает с ней познакомиться. В доме Лариных он встречает не только Ольгу, но и ее старшую сестру Татьяну, серьезную девушку, которая в отличие от всех своих родственников любит романы и мечтает о настоящей любви.

Татьяна влюбляется в Эудженио и в пылу страсти пишет исповедь, от которой ее возлюбленный отказывается. В свой день рождения Онегин, рассердившись на пригласившего его Ленского, заигрывает с Ольгой, из-за чего Владимир называет дуэль, ставшую для него роковой.

Стихотворение заканчивается тем, что Евгений, встретив через несколько лет уже замужнюю Татьяну, влюбляется в нее и признается в своих чувствах, но увы… Он признает, что все еще испытывает чувства к Онегину, но говорит: «Я есть отдан другому, и я буду ему верен вечно».

На примере Евгения Онегина показано, что главные ценности в этой жизни — не богатство и слава, а простые чувства — любовь, дружба. Из-за цинизма главный герой теряет хорошего друга и сам отвергает девушку, которая любит его всей своей чистой, многогранной, истинно русской душой. Онегин в погоне за эфемерным счастьем не мог распознать истинное богатство, которое все время было рядом с ним.

Пушкин сумел описать не только героев, но и их жизнь. Благодаря поэзии современный читатель может узнать, какие обычаи и традиции существовали в то время, представить себе и великолепный Петербург девятнадцатого века, и обычную русскую глубинку, где жила семья Лариных.

Работа понравилась, автору удалось создать увлекательный сюжет, читать было одно удовольствие. Недаром «Евгений Онегин» признан одним из самых значительных произведений Пушкина, который известен во всем мире.

А.Г. Цейтлин (1901-1962)

В советское время было проведено много исследований по роману. Прежде всего было исследовано огромное значение романа в истории новой русской литературы и общественной мысли.

Таким образом, Цейтлин исследует структуру произведения и соотношение эпических и лирических элементов. Наследие романа хорошо освещено в более поздней русской литературе.

Далее Цейтлин подчеркивает новаторский характер работы, ее развитие и характеристики реалистичного метода.

В пушкинском реализме есть и другие глубоко противоположные тенденции: автор «Евгения Онегина» все свое внимание обращает на повседневную и психологическую дифференциацию и утонченность своих образов. Таким образом, образ Татьяны был дан ими частично в противопоставлении окружающей ее повседневной среде, частично в психологическом анализе ее характера. Решающее событие в его жизни — письмо Онегину — было подготовлено всем набором черт его характера и его жизни: мечтательностью, эрудицией и так далее

Сюжет

В двадцать четыре года благородный благородный Евгений Онегин, холодный и циничный сжигатель жизни, сумел утомить светское общество. У него была возможность развеять скуку в деревне, куда его пригласил тяжело больной дядя. Прибыв в глубь страны, Евгений нашел уже умершего родственника, и все наследство старика перешло его единственному внуку. Онегин начал выяснять отношения.

В селе Онегин он вел довольно уединенный образ жизни. Он познакомился с молодым поэтом Ленским, который стал для него отличным товарищем. Однажды Ленский пригласил друга в дом Лариных познакомить его с невестой Ольгой. От скуки Евгений принял эту поездку. Дай Ларин познакомился со старшей сестрой Ольги, умной и красивой Татьяной, которая сразу полюбила столичного распутника.

Будучи тонкой натурой, представление о любви которой заимствовано из французских романов, Татьяна написала Онегину трогательное признание своих чувств. На следующий день молодые люди встретились, и Евгений холодно ответил, что не готов к отношениям, и посоветовал девушке в будущем не быть так откровенен с незнакомцами.

Вскоре из-за глупой выходки Онегин и Ленский сильно поссорились. В душе Владимир вызвал вчерашнего друга на дуэль и убил его. После этого события Онегин уехал из села. Ветреная Ольга недолго горевала после смерти жениха и вскоре вышла замуж. Татьяна часто бывала в пустом доме Евгения, читала его книги и через некоторое время начала понимать его истинный характер.

Вместе с мамой Татьяна переехала в Москву, где вышла замуж за генерала. Спустя время на одном из приемов Онегин увидел Татьяну — она ​​все еще была красивой и уверенной в себе женщиной. Неожиданно для себя он понял, что очень любит ее. Евгений признался ей в своих чувствах, но Татьяна, продолжавшая любить его все эти годы, отказалась: она уважает своего мужа и не станет его предавать.

Г.А. Гуковский (1902-1950)

Исследования 1950-х годов исследуют формирование творчества Пушкина через структуру его романа. Гуковский в своем творчестве приходит к выводу, что «Евгений Онегин» возник закономерно в результате зарождения реализма. Пушкин видит в своих героях не отдельные сущности, а историческое и национальное явление.

Однако некоторые положения Гуковского весьма спорны и не доказаны. Как, например, приговор Ленскому, в котором говорится, что на пути героического романтизма его жизнь будет полна:

яд… Или за его героическое желание осчастливить людей его повесят… Все напрасно. Пушкин считает, что романтические порывы никому не принесут пользы

Оцените статью
Блог про "Евгения Онегина"