Евгений Онегин: смысл романа, объяснение сюжета и концовки

Действующие персонажи

Главные герои:

  1. Евгений Онегин — молодой дворянин, ведущий праздный образ жизни. Он проводит большую часть своего времени в танцах, завоевывая сердца женщин. Но пустая светская жизнь не приносит удовлетворения, скуки, хандра покрывает юношу.
  2. Татьяна Ларина — романтичная молодая девушка, которая живет в деревне со своими родителями. Любовь к книгам, скромность, доброта, достоинство, естественность отличают Татьяну от большинства девушек ее круга.
  3. Ольга Ларина — младшая сестра героини, легкомысленная и ветреная сова.
  4. Владимир Ленский — молодой помещик, невзрачный, наивный, искренний, верующий в любовь, в дружбу, в торжество справедливости.

Довожу до вашего сведения! Есть версия, что прототипом Онегина был друг Пушкина Петр Чаадаев, биография которого похожа на историю жизни Евгения.

Второстепенные герои:

  • Полина Ларина — мать девочек, которые в юности мечтали о любви, но вышли замуж насильно и смирились с реалиями супружеской жизни.
  • Филипьевна — няня Татьяны, мудрый и добрый наставник;
  • Зарецкий — сосед Ленского и Онегина, ставший их вторым;
  • Князь N — муж Татьяны, генерал, всю жизнь служивший Отечеству;
  • Княгиня Алина — тетя девочек, одинокая старушка.

Композиция романа представляет собой параллельное развитие двух сюжетов (Онегина-Ленского и Онегина-Ларина), анализ которых позволит нам понять смысл творчества Евгения Онегина.

Сюжетные перипетии

Устав от бессмысленной светской жизни, Эудженио уезжает в деревню, так как дядя оставил ему богатое наследство после его смерти. Здесь он знакомится с Владимиром Ленским. Несмотря на различие в характере, между молодыми людьми устанавливаются дружеские отношения.

Владимир знакомит своего друга с семьей Лариных, на младшей дочери которой он хочет жениться.

Татьяна влюбляется в Евгения и отправляет ему благодарственное письмо. Польщенный Онегином, он отвергает девушку.

Легкомысленная Ольга заигрывает с обоими подругами, вызывая у Ленского ревность. Вспыльчивый Владимир вызывает Онегина на дуэль и умирает.

Потрясенный смертью друга и не видя причин оставаться, Евгений Онегин покидает имение.

Ольга, немедленно утешаясь, выходит замуж. Татьяна остается в деревне с мамой, вспоминая любимого и отказывая всем женихам. Но мать увозит героин в Москву, где выходит замуж за генерала.

Вернувшись из поездки, Евгений знакомится с Татьяной на светской вечеринке и влюбляется в нее. Сейчас он уже пишет девушке письмо, но Татьяна отталкивает Онегина, несмотря на то, что до сих пор любит его.

Вариант 2

История любви «Евгений Онегин» имеет однозначный вывод. Татьяна не хочет романов с Онегиным. Он в отчаянии. Читатели понимают, какова будет судьба героини, но предсказать, что будет дальше с Евгением, невозможно. Есть разные гипотезы, почему получилась именно такая версия финала.

С одной стороны, в обзорах были отзывы, критические оценки не позволяли писателю завершить описание главного героя романа. Пушкин, как известно, создал 9-ю и 10-ю главы произведения, в которых рассказывалось о путешествии Онегина и о том, что он решил войти в круг декабристов. Эти тексты объясняли чрезвычайно свободные наклонности, которые цензура не могла оставить без внимания. С другой стороны, почти все критики единодушны в своих оценках, что писатель специально не хотел продлевать рассказ Онегина. Для этого, скорее всего, есть разные причины. Возможно, с четкой концовкой писатель имел в виду, что все решается за Онегина. Чувства любви к главному герою стали для него единственным шансом возродиться и жить в полную силу, а отстраненность Татьяны свидетельствует о душевной смерти Евгения, в этом плане какие бы истории ни были с ним потом, так как это все равно ничего не решит.

Скорее всего, отряд Татьяны — это еще не конец жизни Онегина, а первые шаги ее следующего этапа. Пушкин был приверженцем концепции изменчивости жизненного пути. Например, в конце главы он сообщил, что образ жизни Ленского мог быть другим, но тогда то же правило можно было применить и к Онегину. Он действительно мог стать частью среды декабристов, так как не мог терпеть ничтожный и бесполезный образ жизни. Он мог встать на сторону против социальных взглядов, когда проводил преобразования в своей собственной деревне. Такой курс реален, но не обязателен, поскольку Онегин по-прежнему очень гордый человек, защищающий социальные преобразования. У главного героя есть возможность, например, переехать на Кавказ, как и почти все его сверстники, разуверившиеся в реальности. Может даже случиться так, что Онегин снова замыкается в себе и проводит остаток жизни в образе и подобии своего дяди, который «выглянул в окно и прихлопнул мух». Могут быть и другие истории, ведь образ персонажа наделен разными способностями.

В результате открытый финал показывает людям, читателю, возможность для самостоятельного творческого процесса: каждый из нас будет лично представлять и выдвигать гипотезы о том, что случилось с «Евгением Онегиным», как это могли сделать первые читатели романа.

«Финал «Евгения Онегина» конец «без конца»»

Этот своеобразный бесконечный финал, еще более нетрадиционный для жанра романа, чем финал Бориса Годунова, был нетрадиционным для драматического произведения, сбивая с толку не только критиков, но и ближайших литературных друзей Пушкина. Поскольку «роман в стихах» не был доведен до привычных, так сказать, «естественных» сюжетных рамок — герой «жив и не женат», — многие друзья поэта убеждали его продолжить его творчество (см. Зарисовки к пьесе Пушкина) поэтические отклики на эти предложения, датируемые 1835 годом). Правда, теперь мы знаем, что сам Пушкин начал, по-видимому, сразу после окончания романа, той же Болдинской осенью 1830 года, его продолжать: он начал зарисовывать знаменитую «десятую главу»; но он был вынужден сжечь написанное из-за его крайней политической ненадежности. Однако мы не знаем, насколько обнаженным было его намерение продолжить роман в Пушкине, и насколько он продвинул реализацию этого замысла. Однако наиболее ярким примером этого типа является концовка «Евгения Онегина»:

* Она ушла. Эухенио стоит,
* Как будто поражен громом.
* Какая буря ощущений
* Теперь он погружен в свое сердце!
* Но внезапно раздался звук шпор,
* И муж Татьяны представился,
* А вот и мой герой,
* Через минуту злясь на него,
* Читатель, поехали,
* Надолго… навсегда….

Что касается незавершенности судьбы его главного героя в романе, то, как мы только что смогли убедиться, это вполне в духе многих, многих концовок Пушкина; В то же время. Именно эта незавершенность дала возможность поэту навязать высшую и исключительную идейно-художественную силу и выразительность тому образному типу «лишнего человека», который был первым явлением в личности Онегина. Это прекрасно понимал Белинский, умевший в этом отношении: подходить к роману Пушкина отнюдь не с традиционной точки зрения:

«Что это? Где роман? Что вы думаете?» А что за бесконечный роман? » критик спросил и тут же ответил: «Мы думаем, что есть романы, идея которых в том, что им нет конца, потому что на самом деле есть события без эпилога, бытия без цели, неопределенные существа, непонятные никому, даже нам самим… »А потом:« Что случилось потом с Онегиным? Возродила ли страсть его для новых страданий, более соответствующих человеческому достоинству? Или он убил всю силу своей души, и его безрадостная меланхолия превратилась в мертвую, холодную апатию? — Мы не знаем, а зачем нам знать, когда мы знаем, что силы этой богатой природы остались без применения, жизнь без смысла и романтика без конца? Знания этого достаточно, чтобы больше ничего не знать…»

О том, что роман Пушкина в нынешнем виде — это вполне целостное и художественно законченное произведение, наглядно свидетельствует его композиционная структура. Подобно тому, как большинство современников Пушкина не чувствовали замечательной композиционной организации Бориса Годунова, многие из них в «Евгении Онегине» были склонны видеть в «Евгении Онегине» не целостный художественный организм — «не органическое существо, части которого необходимы друг другу» (рецензия критика «Московского телеграфа» на седьмую главу «Евгения Онегина»), но почти случайная смесь, механический конгломерат разрозненных образов жизни дворянского общества и лирических рассуждений и мыслей поэта. В связи с этим один из критиков даже прямо заметил, что поэтический роман Пушкина может продолжаться вечно и заканчиваться любой главой.

Действительно, мы видели, что уже в самом начале работы Пушкина над «Евгением Онегиным» в его творческом сознании сформировался «длинный» «план целого произведения». И можно с уверенностью сказать, что на протяжении всего очень длительного периода работы Пушкина над романом этот план, меняясь, а иногда и довольно существенно меняясь, в деталях своего развития, в основных его линиях оставался неизменным.

В романе Пушкина, посвященном изображению жизни русского общества в его развитии, из этой развивающейся жизни вылился очень обильный и разнообразный, «разнородный» материал, заранее не во всем предвиденный автором. Но поэт никогда не поддавался пассивно влиянию впечатлений жизни, он не плыл в потоке вводимого нового материала, но, как зрелый мастер, владел им и свободно распоряжался им, обнимал его своим «творческим мышлением». «, он подчинил и свою главную художественную идею, и» форму плоскости «- продуманный композиционный замысел, в котором эта идея, всегда с самого начала работы над ней, была представлена ​​ему.

То, что это было так, подтверждается четкостью архитектурного замысла, гармонией композиционных линий, пропорциональностью частей, гармоничным соответствием начала и конца произведения, что, как мы уже знаем, передать характеристики произведений Пушкина, которые, конечно, не могли возникнуть случайно и независимо от творческой воли автора, так сказать, сами по себе.

Основные образы романа при всей индивидуальной жизненности каждого из них настолько обобщены, типизированы по своей природе, что это позволяет Пушкину строить сюжет своего творчества, воссоздавая более широкую картину пушкинской современности, на соотношении четырех соло человек — два юноши и две девушки… Остальные, люди, включенные в роман не как бытовой фон, а его — так или иначе — участники (их тоже очень мало: мать и няня Татьяна, Зарецкий, генерал и муж Татьяны) имеют чисто эпизодическое значение.

Образ Татьяны не менее характерен для социально-исторической реальности, воссозданной в романе Пушкина. Окончательная формула, определяющая ее жизненный путь — быть «верной веку» в супружеском долге — несомненно, привела жен декабристов, которые последовали за своими мужьями на принудительные работы в Сибирь. Образ Ольги, простой во всех отношениях, носит более общий характер. Включение этого образа в роман, несомненно, продиктовано не только стремлением к симметрии указанного сюжета.

Глава третья

Однажды Онегин пошел к Ларину с Ленским. Но, разочарованный простыми хозяевами, он не захотел уезжать. Но Татьяне удалось его полюбить. Ощущение было настолько сильным, что девушка не могла думать ни о чем другом. Он говорит только своей няне. В порыве безутешной любви он пишет свое знаменитое письмо Онегину:

Письмо Татьяны к Онегину

Пишу вам — что еще? Что еще я могу сказать? Теперь я знаю, что вы хотите наказать меня презрением. Почему вы приехали к нам в гости? В пустыне заброшенной деревни я бы никогда не узнал тебя, я бы не познал горьких мучений. Я знаю, что ты был послан мне Богом, До могилы ты мой хранитель… Ты явился мне во сне, Невидимый, ты уже был мне дорог, Я кончаю! Ужасно читать… Я замираю от стыда и страха… Но ваша честь — моя гарантия, и я смело на нее полагаюсь…

И просит няню прислать племянника с письмом Онегину, что и было сделано. Однако ответа Онегину пока не последовало.

Объяснение сюжета

В основе романа — линия любви. Это любовь Татьяны к Онегину и любовь Ленского к Ольге.

Но параллельно Пушкин приводит еще несколько серьезных аргументов:

  1. Дружба. Искренняя вера Ленского в дружбу расходится с эгоистичным отношением Онегина к людям, которые рассматривают дружбу, как любовь, как фикцию.
  2. Преданность, верность — Татьяна, которая хранила в сердце любовь к Евгению, но оставалась верной мужу. В отличие от нее — Ольга, которая способна измениться, если появится более перспективный вариант.
  3. Еще один человек. Светское общество формирует ложные ценности, ставя во главу угла внешнюю порядочность: дорогую одежду, знание французского, чтение модной литературы. Это вызывает проблемы в жизни Онегина, который пытается понять смысл своего существования.
  4. Образование и жизнь. Автор описывает разницу в быте и быте представителей светлой и деревенской усадьбы столицы.

Проблемы, поднятые в романе, так или иначе связаны с главным героем. В Евгении собраны основные характеристики молодых людей того времени. Таким образом становится понятен смысл названия романа «Евгений Онегин.

Автор описывает жизнь аристократов накануне революционных событий, что придает роману важное историческое и социальное значение. Исходя из этого, становится ясно, что в романе «Евгений Онегин» смысл повествования заключается в неприятии обществом необычных личностей, способных изменить существующий общественный строй.

irishu?=»» проблематика=»» -=»» онегин?=»» евгений=»»>

О чем книга «Евгений Онегин» Евгения Онегина

Евгений Онегин, представитель «золотой благородной молодежи», весело и лениво проводит дни. Театры, танцы, рестораны. Но такая яркая и насыщенная жизнь явно не для него. Герой образован, умен, поэтому шумные развлекательные мероприятия ему быстро наскучили, он ищет новых увлечений.

Евгений знакомится с Ленским, который недавно вернулся из-за границы. Романтичный и мечтательный Владимир познакомил Онегина со своими сестрами. Очаровательная Татьяна полюбила Евгения. Он решился на отчаянный поступок: с помощью письма признаться в искренних чувствах к Евгению. Но равнодушный герой отверг девушку. Онегин стал проявлять к Ольге знаки внимания, чем вызвал возмущение Ленского. Владимир вызвал Евгения на дуэль. Ленский мертв. Онегин уехал из села. Спустя три года герой знакомится с Татьяной. Она состоит в браке. Онегин понимает, что испытывает к ней сильные любовные чувства, но с этим ничего не поделаешь. Знаменитые слова Татьяны Лариной:

«Я люблю тебя (зачем прятаться?),

Но я отдал себя другому

И я буду ему верен навсегда».

А.С. Пушкин сдержанно и точно говорит о мнениях, чувствах, интересах героев. Покажите свои мысли, сравнения и переживания. А вокруг: русская природа, великолепные пейзажи, описанные автором.

Смысл финала романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Одно из важнейших произведений Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» имеет довольно любопытный и захватывающий финал и оставляет сам себе вопрос. Если дальнейшая судьба героини Татьяны очевидна, какое будущее ждет главного героя? Это хорошая тема для обсуждения, и неудивительно, ведь автор сознательно использовал в романе технику «открытого финала».

В финальной части Татьяна по настоянию матери выходит замуж за именитого принца, несмотря на то, что ее чувства к Евгению никогда не проходили, даже после хладнокровного отказа от ее чистой девичьей любви. В семейной жизни девочка обретает душевное равновесие и уверенность в себе. Спустя несколько лет случайно они встречаются на балу в Санкт-Петербурге, где Татьяна поражает Онегина своей холодностью и недоступностью. Из влюбленной молодой провинциалки она превратилась в гордую и величавую светскую даму, и он ее почти не узнает.

В следующие вечера он почти не замечает этого, и ничто не выдает его волнения. Он томится, страдает от ее безразличия и понимает, что любит ее. Бывший молодой распутник осознает бессмысленность небрежно проведенных лет и может быть счастлив с Таней, но уже поздно. В отчаянии он пишет ей страстные признательные письма, но не получает ответа. Не в силах больше сопротивляться, он идет в дом Татьяны и находит ее в слезах, читающей его письма. Он бросается к его ногам и умоляет быть с ним, но Татьяна отвергает его, хотя и без злого умысла. Она страдает не меньше, чем Эухенио, потому что до сих пор любит его, но достоинство и верность мужу для нее превыше всего. Она уходит с чувством горечи из-за невозможности все изменить, оставив его, пораженный и опустошенный, потеряв последнюю надежду.

Роман заставляет задуматься об ответственности людей за свои поступки, к каким последствиям могут привести, казалось бы, невинные ошибки молодежи. Автор показывает, что жизнь непредсказуема и иронична, когда герои меняются местами. Татьяне остается жить по-прежнему, без любви к мужу, но не теряя его чести, но что будет с несчастным Евгением, потерявшим смысл жизни, писатель не говорит. Может потому, что это неважно, потому что какая разница, если для него все морально кончено?

В чем смысл открытого финала романа Евгений Онегин?

Как известно, стихотворный эпилог пушкинского романа (точнее, его основная сюжетная схема, заключенная в восемь глав) построена по принципу «антиконцовка»; он стирает все литературные ожидания, определяемые ходом сюжета в жанровых рамках художественной прозы. Роман обрывается резко, неожиданно для читателя и, как будто, для самого автора: <…> А вот и мой герой. Минутка, плохая для него, Читатель, мы уходим. Надолго… навсегда. За ним Хватит, мы так же прошли весь мир. Поздравим друг друга на берегу. Ура! Давно (не правда ли?) Время! По логике сюжета стандартного романа признание героини влюбленной в героя должно было привести либо к их союзу, либо к драматическим действиям, прерывающим нормальный ход их жизни (смерть, отъезд в монастырь, побег из «обитаемого мира», очерченного новым пространством и т д.). Но в романе Пушкина после решительного объяснения Татьяны и признания ее любви к Онегину следует «ничего» («ничто» с точки зрения заданной литературной схемы). Концовку «Онегина» придумала знаменитая Болдинская осенью 1830 года. Пушкин неожиданно оказался в Болдино, куда приехал уладить дела до женитьбы, холерный карантин. Накануне очередной решающей перемены в его жизни он оказался в заключении в принудительной изоляции, в тревожной неуверенности в судьбе своей невесты, оставшейся в Москве, и друзей. Подтекст заключительного стиха Евгения Онегина отсылает к образу круга друзей как к Тайной вечере, подобному тому, который был нарисован в письме В.Л. Давыдову и в одном из фрагментов десятой главы. Непременная составляющая этого образа — прочтение поэтом своих стихов как «священного» текста, утверждающего новое таинство. В десятой главе эту роль играет «Ноэли» («Пушкин читал свои ноэли»); в последнем стихе восьмой главы эта роль отведена «первым стихам» романа, который поэт читает своим друзьям. Эта дружеская вечеринка, «отпуск на всю жизнь», была прервана, многие ее участники (в том числе и ссыльный в Сибирь В.Л. Давыдов) ушли, не допив бокала. Их книга жизни («роман») осталась непрочитанной, так же как и роман Пушкина, начало которого создавалось у них на глазах, остался для них непрочитанным. В память об этом прерванном чтении Пушкин неожиданно заканчивает свой роман, «внезапно» отделяясь от своего героя. Роман Пушкина, таким образом, приобретает символическую роль «книги жизни»: его ход и внезапный обрыв символически охватили судьбу «тех», кто был свидетелем его вначале. Эта поэтическая идея придает оттенок «пророческого» значения знаменитым стихам: <…> А дистанцию ​​вольного романа четко не различить через волшебный кристалл. (То есть в то время поэт был еще «непонятен»: это был смысл гадания / пророчества, заключенный в его «книге судьбы»). В отказе Пушкина включить в роман свою «летопись», задуманную как десятая глава, была определенная композиционная логика. Герои «летописи» незримо присутствуют в заключении «Евгения Онегина» — они присутствуют в символическом образе его «прерванного» финала и в словах автора прощания с творчеством. «Евгений Онегин» закончился для Пушкина переломным моментом, накануне крутого перелома в его жизни. В этот момент он бросает ретроспективный взгляд на целую эпоху своей жизни, хронологические рамки которой были примерно очерчены с того времени, когда он работал над романом. Поэт, кажется, последним покидает символическое застолье, отделяясь после праздников причастия от «праздника жизни» — эпохи 1820-х годов.

Смысл произведения Евгения Онегина

НРАВИТЬСЯ. Пушкин в своем творчестве показывает жизнь русского дворянства. Онегин, Ленский, Ларина. Думайте благородные интеллектуалы. Почему автор обратил на них внимание? Никто из них не хочет жить посредственно и заурядно. Героев интересуют философские рассуждения о смысле существования. Все персонажи чужды среде, в которой они оказались.

Персонажи чувствуют себя одинокими. Почему? Онегин, Ленский, Татьяна Ларина превосходят общество, в котором живут. Они умные, умные и глубокие личности. Героев объединяет трагическая судьба: Онегин запутан в жизни, он не знает, как действовать и как найти выход из этой ситуации, Ленский убит на дуэли, прекрасная Татьяна несчастна на свете.

С помощью Онегина и Ленского А.С. Пушкин обозначил главную проблему произведения — трагедию русского интеллигента. Герои отрезаны от обычных людей, они не видят смысла своего существования, живут «по инерции». Татьяна выделяется среди главных героев своей искренностью и близостью к русскому национальному духу.

 

Оцените статью
Блог про "Евгения Онегина"